«Как бы выдать за Абдулова»: почему Захаров задвигал Алферову
Худрук Ленкома обещал актрисе главные роли, но слова так и не сдержал.
Марк Захаров и Ирина Алферова
В театр имени Ленинского комсомола Ирина Алферова пришла весной 1976 года. 42-летний Марк Захаров, посмотрев актрису на сцене, сладко пропел:
– Прекрасно! У нас полно ролей – и все они ваши!
Может, так оно и было бы. Не влюбись в 25-летнюю красавицу Саша Абдулов.
«Она прозябала в массовке»
Им Марк Анатольевич восхищался. Считал умным, красивым, а главное – талантливым. И завидным женихом. Ибо был уверен, что 23-летнего парня ждет большое будущее.
Единственная дочь художественного руководителя Саша, которой едва минуло 14, все уши прожужжала: мол, Абдулов – моя любовь, вот бы замуж за него! И Захаров… размечтался: да, такой зять в самый раз. Так что года через четыре можно будет подумать о свадьбе. Но Ирина Алферова спутала все карты. Александр влюбился. И осенью они поженилась.
– Ничего об этом не могу сказать, – вздыхает 72-летняя народная артистка России. – Не выношу кулуарные разборки, интриги, сплетни. Александра пришла в театр позднее меня – в 83-м. Да, отец сделал из нее приму. Ну, он же родитель.
Марка Захарова я глубоко уважаю, ибо это талант и профессионал высочайшего класса, создавший уникальный театр! Но со мной мастер обращался несправедливо. Причины обсуждать не буду. Не хочу.
– Ой, да все знали, что худрук спал и видел, как бы выдать дочь за Абдулова! – делился с «Экспресс газетой» в 2005 году 56-летний актер Александр Панкратов-Черный. – Старательно лепил из наследницы звезду, ставил ее всегда в пару к моему тезке, а Алферову задвигал! Она прозябала в массовке.
Первая роль Иры в «Ленкоме» – певичка в кабаре в постановке «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Актриса тогда считала, что раз она начинающая, то так и должно быть. И стала ждать обещанного.
Но Захаров использовал ее лишь в массовках. А ведь уже в 77-м Алферова стала известной на всю страну. Тогда вышел на экраны фильм «Хождение по мукам», где 26-летняя девушка сыграла Дарью Булавину-Телегину. На робкие попытки выяснить, в чем дело, мэтр ворчал:
– Поучитесь, поиграйте в массовочке. Никуда роли от вас не уйдут.
А ведь зритель шел в «Ленком» в том числе и в надежде увидеть Алферову. Ее обожали за Констанцию Бонасье в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера», Катю Лаврову в ленте «С любимыми не расставайтесь», Елену в картине «Предчувствие любви» и многие другие роли.
Почему Алферова не родила ребенка Абдулову
В 1986 году актриса получила на международном кинофестивале в хорватском городе Пула приз за лучшее исполнение женской роли – Мелиты в югославской ленте «Любовные письма с подтекстом». Во всех странах соцлагеря запестрели обложки журналов с фотографиями русской красавицы. А в «Ленкоме» этого будто не заметили.
– У меня постоянно спрашивали, почему не видно Алферовой? – разводит руками бывший администратор, а ныне директор театра 75-летний Марк Варшавер. – Ира же красавица, талант, а главное – суперзвезда! Зрительский интерес был огромным! Она могла бы стать курицей, несущей золотые яйца! Но Марк категорически не хотел давать актрисе заметных ролей! В чем причина? Этого никто не знал. Лишь догадки были разные.
Зато муж блистал. Абдулову всегда доставались главные герои. Но хлопотать за супругу Александр не желал.
– Говорил: «Ты и так талантлива! Тебя должны заметить! Вот если б ты была бездарна, тогда б да, без блата не обойтись!» – вздыхает Ирина Ивановна. – Я молчала. А в душе с обидой думала: «Может, ты и прав. Да только что-то не замечают».
И продолжала играть «кушать подано». При этом Марк Анатольевич сильно ругался, когда Алферова отпрашивалась на съемки.
– Чем вы лучше той актрисы, которой я мог бы вас заменить?! – высокомерно вопрошал худрук. – И почему я вообще должен искать замену?!
– Ну да… Кем меня заменить в роли дамы с веером на заднем плане или комсомолки, вышагивающей в отряде из еще 10 комсомолок? – усмехается звезда.
Алферова всячески пыталась доказать свой профессионализм. Но Захарова это лишь раздражало.
– Я танцевала лучше всех в «Ленкоме»! – продолжает любимица публики. – Мне это дано. Но даже когда танцевала, Марк Анатольевич кричал: «Ирина Ивановна, уйдите со сцены!» А все остальные оставались и ужасно двигались.
Однако актриса продолжала верить, что рано или поздно получит хорошую роль. Пока не случилось следующее.
– Шел 92-й год. На какой-то презентации меня очень хвалили за роль Анны Силиной в картине «Ночные забавы», – вспоминает Алферова. – И вдруг Захаров презрительно произнес: «О чем речь? А! О фильме, где вы, кажется, какую-то тетку-мать сыграли?» Мне так больно стало!
«А я должна быть в шерсти и гавкать!»
И звезда задумалась об увольнении. К тому же в марте 91-го Алферова и Абдулов разошлись. И служить в одном театре им тяжело стало. Но весной 1993 года Марк Захаров вдруг объявил:
– У меня есть для вас очень интересная роль!
Как же обрадовалась 42-летняя актриса! Напрасно. Терпение красавицы лопнуло, когда дошло до унижения.
– В спектакле «Интеграл» мне была предложена бессловесная дама на балу, которая превращается в собаку, рычит и воет, – усмехается Ирина Ивановна. – Я сходила на репетицию и поняла: это уже за гранью.
Все актрисы в роскошных платьях играют загадочных аристократок! А я должна быть в шерсти и гавкать! Это выглядело злой насмешкой, ведь главную роль играл Саша. «Знаете, это уж совсем бессовестно! – сказала я Марку Захарову и ушла.
В театр «Школа современной пьесы», где сразу стала примой. Конечно, 59-летнего Захарова спрашивали, зачем отпустил звезду. На что народный артист СССР ответил:
– Таланта я в Алферовой не разглядел. И предлагал роли исключительно потому, что ценю Абдулова.
Только вот зрители считают иначе, продолжая восхищаться игрой красавицы.