Сергей Бондарчук. Почему он не подавал руки хозяину «Мосфильма»?
Два мэтра так и не помирились!
Скажи кто-то Сергею Бондарчуку в начале карьеры, что он будет отворачиваться от Ивана Пырьева, будущий режиссер пришел бы в шок. Директора «Мосфильма» уважали все. Бондарчук тоже восхищался «этим необыкновенно талантливым человеком», но уже в середине 60-х не подавал руки Ивану Александровичу. Почему? Какая кошка пробежала между ними?
«Кошку» зовут… «Война и мир». В 1960 году съемки эпопеи по роману Льва Толстого в СССР назвали «делом государственной важности», ведь близилось 150-летие Бородинской битвы. А тут еще Голливуд в 1956 году выпустил свою киноверсию творения русского писателя. Надо было «дать американцам достойный отпор».
О, как загорелся этой идеей Пырьев! Спал и видел себя создателем шедевра. К тому же Иван Александрович был по уши влюблен в актрису Люду Марченко, которая младше на 39 лет, и мечтал снять ее в роли Наташи Ростовой.
Только вот министр культуры Екатерина Фурцева видеть 59-летнего бывшего директора «Мосфильма» в роли режиссера «Войны и мира» не хотела. Слишком много на себя брал! На студии был хозяином, хотя год назад передал свою должность Леониду Антонову. Возглавлял творческое объединение «Луч» и оргкомитет Союза кинематографистов СССР. Фурцева понимала: после выхода «Войны и мира», которую Иван Александрович экранизирует гениально, ибо иначе не умел, сдвинуть эту глыбу с пьедестала будет вообще невозможно!
И тогда было решено дать снять «пилотные» эпизоды фильма Пырьеву и начинающему режиссеру, 40-летнему Сергею Бондарчуку.
Оба сели за написание сценариев и подготовку киноматериала. Через полгода все было готово.
И конечно же, выбор пал на Сергея Федоровича!
«Наиболее достойной кандидатурой нам представляется лауреат Ленинской премии, народный артист СССР С. Ф. Бондарчук», – вынесло в феврале 1961 года вердикт Министерство культуры.
Пырьев на тот момент сам… уже ничего не хотел. Ведь Людмила Марченко дала старику от ворот поворот! И сниматься в роли Наташи Ростовой тоже отказалась, хотя все лето репетировала.
– Не хочу быть вам обязанной! – заявила красавица.
А решение Министерства культуры стало еще одним ударом. На этот раз – по профессиональному самолюбию Пырьева.
Он пришел в неописуемую ярость. Кричал:
– Вообще-то я и сам не желаю этим заниматься! Вот заявление об отведении моей кандидатуры!
И кинул бумагу Фурцевой на стол.
А потом прекратил всякое общение с Бондарчуком. Считал решение Минкультуры – результатом козней «подлого» коллеги. И теперь при встречах лишь холодно здоровался. А то и вовсе, завидев, уходил в сторону.
В марте 1966 года состоялась премьера первой серии «Войны и мира». В прокате картину посмотрели 58 000 000 зрителей. Это была победа для Бондарчука! А для Пырьева – новый удар по самолюбию. Молча глотать обиду товарищ не умел и не хотел. Отомстил по-своему, по-пырьевски. Внес в Госкино предложение, чтобы бюджет картины урезали. А ведь на съемки потрачено было гораздо больше! В итоге за «перерасход средств» вся съемочная группа была лишена премиальных.
Взбешенный Бондарчук во всеуслышание объявил, что «такие действия иначе как пакостью не назовешь». И при встречах с Иваном Александровичем демонстративно перестал подавать ему руку и отвоврачивался.
Два мэтра так и не помирились!