Юрий Григорович. Такие, как я, на пенсию не уходят. Они, как деревья, падают

Великий хореограф до последнего участвовал в работе Большого театра, а умер в 98 лет
Уже через год юноша поставил «Аис-тенка» в детской балетной студии Ле-нин-град-ско-го дворца культуры имени Максима Горького. А вот первый балет на сцене родного театра появился только в 1957-м. «Каменный цветок» по мотивам уральских народных сказов произвел фурор. Через два года 32-летнего Григоровича позвали в Москву ставить этот же спектакль в Большом. Партию Хозяйки Медной горы тогда танцевала 34-летняя Майя Плисецкая. В 1963-м Юрий снова поставил в белокаменной «Спящую красавицу». А через год Григоровича назначили главным балетмейстером Большого театра. — Работа оказалась очень трудной, — при-зна-вал-ся хорео-граф. — Самая большая труппа в мире! 250 артистов! Столько звезд! Кроме постановки спектаклей много другого: репертуар, кадры, зарубежные гастроли по два-три месяца ежегодно. Совмещать это с творчеством непросто. До конца десятилетия мастер осуществил еще две громкие постановки: в 66-м — «Щелкунчик» и в 68-м — «Спартак». Главную роль в последнем сыграл 28-летний Володя Васильев. А его противником Крассом стал 32-летний Марис Лиепа. Он говорил, что показывает самого Григоровича.
Личная жизнь гения наладилась не сразу. В Ленинграде Юрий расстался с гражданской женой балериной Аллой Шелест, которая была на восемь лет старше. И потом четыре года жил один. Но в 1968 году на гастролях в США у 41-летнего руководителя завязался роман с балериной Наташей Бессмертновой, ей было 27. В том же году сыграли свадьбу. А затем стали портиться отношения с труппой. — В Большом театре все решает один человек — Григорович, которого поддерживают очень высокие особы. Артисты боятся участвовать в спектаклях Васильева и моих, чтобы не навлечь гнев Юрия Николаевича. Потому что тогда лишишься ролей и гастролей, а значит, прибавок к зарплате. Ведь за границу ездят только спектакли и артисты Григоровича! — ругалась 63-летняя Майя Плисецкая на советском телевидении в 1989 году.
— На главные роли главный балетмейстер выдвигал жену. Майя не могла этого простить, — объясняет ее 87-летний брат Азарий Плисецкий. — Обиды росли и вылились в войну. Григорович конфликтовал еще с Володей Васильевым, Катей Максимовой и Марисом Лиепой — с теми, кому обязан славой!
— Раньше на репетициях мы много спорили, и никогда Юрий Николаевич не воспринимал на-ши замечания как крамолу, — вспоминала балерина Екатерина Максимова (†70). — И вдруг предлагать иное и возражать стало нельзя! Сам мэтр на эти обвинения отвечал спокойно: — Быть «дамой, приятной во всех отношениях» в балете невозможно. Нужны жесткость и требовательность. Это дисциплина. Я покоя не даю никому: ни артистам, ни костюмерам, ни осветителям. На посту главного балетмейстера Григорович оставался 30 лет — и это рекорд в истории Большого театра. Но в 1995-м подал заявление об уходе «из-за несогласия с репертуарной политикой нового руководства». В следующем году Юрий Николаевич возглавил Краснодарский театр балета. Когда в 2003 году из Большого уволили 26-летнюю Волочкову, якобы из-за лишнего веса, мэтр сделал ее примой своей новой сцены, сухо объяснив: — Я сантиметром параметры танцовщиц не измеряю. А Настя — большой профессионал. Преклонный возраст долгое время не был старику помехой. — Такие, как я, на пенсию не уходят. Они, как деревья, падают, — сказал Юрий Григорович, когда исполнилось 77 лет. Его не сломило да-же горе. В 2008-м на 67-м году жизни умерла от рака почек жена Наталия Бессмертнова. Супруги прожили вместе 40 лет. Но детей не было. Великий хореограф до последнего принимал участие в работе Большого театра и умер в 98 лет. Причиной стала пневмония — воспаление легких. Похоронили Юрия Григоровича рядом с женой на Новодевичьем кладбище в Москве.