За окном мелькали танки: что «выгнало» Елену Соловей из России
Актриса сегодня живет в США.
Елена Соловей в фильме «Ищите женщину», 1982г.
Елена Соловей с 46-летним мужем, детьми и родителями, прилетевшими из Москвы, ехала в аэропорт Пулково. За окном мелькали танки.
– Мама, что будет с вами? – с тоской сказала звезда. – Вот-вот гражданская война начнется.
– Не переживай, не начнется, – улыбнулась 69-летняя Зинаида Ивановна. – Договорились же! Как обоснуетесь, переберемся к вам.
Актриса вздохнула.
– Весь полет до Нью-Йорка я рыдала… – признается Елена Соловей.
Однако потом не пожалела об эмиграции.
«Надо дальше бороться, а не распускать нюни»
Елена Соловей даже в тяжелые времена в деньгах не нуждалась. Ее звали на съемки, в антрепризы и на «сборные солянки» – вечера с участием многих звезд. Прекрасно зарабатывал и муж Юрий Пугач, художник-постановщик на «Ленфильме».
– На эмиграцию нас сподвигли две вещи, – объясняет 76-летняя Соловей. – Общая обстановка в стране. С каждым днем становилось все хуже. Разгул преступности, закрытие предприятий, обнищание людей, падение духовности и уровня культуры, отток умов за границу. Мы боялись за будущее детей! А еще внучка Сонечка родилась!
Вторая причина – у Юры обострилась болезнь почек. В наших больницах разруха и наплевательское отношение к пациентам. Даже за деньги невозможно было нормальное лечение получить. Пять процентов из 100, что повезет.
«Отказалась от роли Миледи»: откровения актрисы Елены Соловей
И старшая сестра Пугача, жившая в США, принялась уговаривать:
– Переезжайте к нам! Подумайте о детях!
Она же прислала приглашение. Но супруги раздумывали.
– Последним толчком послужили новости, – вздыхает народная артистка РСФСР. – Однажды включили телевизор, а там будничным голосом рассказали об очередной перестрелке бандитов, в которой погибли прохожие. Муж сказал: «Лена, ты понимаешь, что здесь уже опасно для жизни?!»
19-летняя Ира и 15-летний Паша решению родителей не обрадовались. Пришлось уговаривать. В августе 91-го все было готово, и тут грянул путч. Улетали супруги в ужасе – были уверены, что в СССР начнется гражданская война.
– Рыдала я в самолете от осознания, что моя актерская счастливая жизнь закончена в 44 года, – продолжает Соловей. – И от боли за свою страну. Но более всего терзало, что в СССР остались родители и брат Володя с семьей, он младше меня на три года.
Было безумно страшно за них! Но я знала: сейчас вот выплачусь – и все! Хватит! Начинаем жизнь с нуля, будет нелегко. Надо дальше бороться, а не распускать нюни.
Сейчас Елена Соловей одна
У них все получилось. Поселились в городке Фэр-Лон под Нью-Джерси. Юрию врачи помогли. Он устроился дизайнером в ювелирную компанию. И стал сотрудничать с одной из нью-йоркских арт-студий. Зарабатывал хорошо.
– Я первое время занималась только домом и семьей, растила внучку, – делится Елена Яковлевна. – Потом стала выходить на сцену в русском театре «Блуждающие звезды». Вела передачу «Кулисы» на русском радио в Нью-Джерси. А в 94-м открыла детскую творческую студию «Этюд» для детей из русскоязычных семей. И даже в Голливуд иногда звали на небольшие роли.
В Америке понравилось. И сама жизнь, и ее ритм. Хотя в душе я русская. Дочь Ирина окончила университет в Нью-Йорке, она эволюционный генетик, вышла замуж, у нее трое детей. Живет в Германии. Павел стал иммунологом. Тоже женился и растит сына в Канаде.
И все же тогда, в 91-м, плохое предчувствие не подвело. Маму звезда вывезти не успела. В 95-м, когда уже были готовы документы, 73-летняя Зинаида Ивановна оказалась в больнице с камнями в желчном пузыре. Спасти старушку не удалось. Соловей забрала папу, 78-летнего Якова Абрамовича. Позднее в США перебрался с семьей и брат.
Отца актриса похоронила в 2003-м. А летом 2019-го – мужа. 74-летнему Юрию пересадили почку, но организм не справился. Сейчас Елена Соловей одна. Но считает себя счастливой.
– Мне в США очень хорошо, – говорит старушка. – В Россию вернуться и не думала. Страна давно уже другая. Да я и ностальгией не страдала. Очень благодарна Америке за все! И в первую очередь за то, что мои дети смогли реализоваться. Ведь семья важнее всего. Все остальное – суета, пустое.