В следующем году замечательному мультику «Ежик в тумане» – 50 лет. Круглую дату решили отметить заранее. Центробанк выпустил монеты с любимым персонажем и… неожиданно вызвал скандал. Кипит от возмущения 83-летний режиссер. Почему создатель «Ежика в тумане» Юрий Норштейн обвиняет «Союзмультфильм»: «Они воры!»?
«А все сделали лопатой и ломом!»
А начиналось все безобидно и трогательно. Банк России выпустил монету с колючим зверьком в трех видах: серебряную номиналом три рубля и две 25-рублевые – стальную с никелевым покрытием и медно-никелевую. Здорово, да?
Но постановщик мультфильма так не считает. По мнению Юрия Норштейна, сначала надо было спросить разрешения у него самого и его жены – 81-летней художницы Франчески Ярбусовой, нарисовавшей когда-то ежика. А этого никто не сделал. Неужто обидели уважаемых супругов?
– У Банка России – договор с ООО «Союзмультфильм», в соответствии с которым нам были переданы права на использование персонажей произведения, – сообщили агентству РБК в главном по выпуску денег регуляторе страны.
– Банкиры не вникли в суть! – уверяет Норштейн в интервью агентству «Национальная служба новостей».
Юрий Борисович ставит под сомнение законность прав на его творение, которыми распоряжается «Союзмультфильм» в лице председателя Совета директоров организации 50-летней Юлианны Слащевой. А еще мастер недоволен тем, как… выглядит на новых монетах зверек.
– У Слащевой свой художник сидит где-то в Великобритании. Он скопировал работы Франчески. Но никто, кроме моей жены, не нарисует ежика! Это же неуловимый, тонкий персонаж! А все сделали лопатой и ломом! – объясняет режиссер.
В интервью интернет-изданию «Подъем» народный артист России высказывается еще жестче:
– Права на персонажей у всех художников, повлиявших на отечественную мультипликацию, забрали Юлианна Слащева и компания! Они воры! Воры в законе! Потому что в 2022 году Госдума своим голосованием отняла у всех художников «Союзмультфильма» права на сделанные ими работы за всю историю студии с 1936 года, – говорит Норштейн.
Но голосование, о котором напоминает Юрий Борисович, вроде бы было направлено, наоборот, на поддержку мультипликаторов! Чем же недоволен классик?
«С Норштейном ситуация другая»
Чтобы разобраться, надо вспомнить принятое девять лет назад решение Верховного суда России.
«Права на персонажи мультипликационных фильмов, созданных до 3 августа 1992 года, принадлежат предприятию, осуществившему съемку, то есть киностудии. У физических лиц, принимавших участие в создании картин в указанный период, отсутствуют исключительные права на фильмы и их персонажей», – гласит документ.
А в 2017-м мультипликатор Леонид Шварцман (†101), нарисовавший Чебурашку, во время вручения государственных наград деятелям культуры пожаловался лично Владимиру Путину. И президент России согласился с необходимостью «совершенствовать систему защиты интеллектуальных прав». К главе государства депутаты не могли не прислушаться.
О том, что было дальше, Юрий Норштейн рассказал в открытом письме еще год назад председателю Госдумы Вячеславу Володину:
«22 июня 2022 года я был свидетелем голосования по законопроекту № 111679-8, которым утвердили авторское право художников мультфильмов на свои произведения. Казалось бы, торжество справедливости! Но… Прозвучали слова: «Закон не может иметь обратной силы и будет распространяться на будущие произведения».
Получается, права на все советские мультики так и остались у киностудий, а не перешли к художникам. Это и возмутило мэтра.
Но у «Союзмультфильма», кажется, другая позиция.
– На самом деле права на советское анимационное наследие принадлежат государству, а именно Госфильмофонду, с которым студия заключила лицензионное соглашение. При этом заслуженным мультипликаторам постоянно выплачиваются отчисления за показы мультфильмов, но не за саму продукцию и ее персонажей. С Норштейном ситуация другая. Много раз ему объясняли, что образ принадлежит государству. Но в знак уважения не препятствовали Юрию Борисовичу на ежике тоже зарабатывать, – рассказал журналистам на условиях анонимности сотрудник «Союзмультфильма».