С возрастом это, увы, часто неизбежно – появляются болячки. Но чаще всего организм сам сигналит о грядущих проблемах. Нужно только отреагировать и обратиться к врачу. Увы, так делают в России почему-то немногие. Большинство отмахивается, мол, пронесет: поболит да перестанет. Вот и Лидия Федосеева-Шукшина оказалась такой же. Мучалась, пила таблетки, но не хотела отдаваться в «лапы» медикам – «замучают»! Это неразумно в таком почтенном возрасте. Ведь что в итоге? Болела голова. Попала в реанимацию. Оказалось, инфаркт мозга! Часть его… умерла. А ведь актриса почти месяц не хотела ехать в больницу.
Но куда смотрели две дочери? Старшей – Марии Шукшиной – понятно, некогда. Она день и ночь сидит в Интернете – бдит за моральным обликом других и чуть что разражается гневными постами. А вот о больной маме ни слова не написала. А младшая – Ольга – и вовсе живет со старушкой.
Болячек у легенды предостаточно. Год назад Лидия Николаевна оказалась в пансионате, где провела месяц.
– Есть возрастные заболевания. Я в прямом смысле слова подтираю за мамой кое-что. Она должна находиться под постоянным наблюдением. Я устала и на время передала в руки профессионалов, – объясняла Ольга Шукшина.
Понять можно.
– Давно уже диабет – сахар скачет. Сердце слабое – было несколько приступов. Ноги болят. Астма – бывает, задыхаюсь, – перечисляла сама народная артистка РСФСР. – Очень много времени провожу в больницах. Тяжело не дома. Но выбора нет.
Тогда же, в 22-м, Ольга шокировала:
– У мамы старческая деменция! Человек прекрасно рассказывает о событиях своей юности, которые были 20 лет назад, но не помнит, что произошло вчера. Бывает такое. А еще с логикой и мышлением большие проблемы.
Это происходит из-за блокировки кровотока как раз в сосудах головного мозга. У человека постепенно ухудшаются память и умственные способности. Он перестает ориентироваться во времени и пространстве, узнавать предметы и людей. А на финальной стадии ничего не может делать сам. Может, поэтому старушка не обращалась к врачам? Но тогда еще больше вопросов к ее дочерям.
Как сообщил телеграм-канал «Мэш», в какой-то момент головные боли стали невыносимыми, и Ольга вызвала-таки медиков. С подозрением на острое нарушение мозгового кровообращения и инсульт Лидию Федосееву-Шушкину доставили в Московский институт скорой помощи имени Николая Склифосовского. Там звезду сразу положили в реанимацию.
– Лидия Николаевна в сознании, дышит, разговаривает, – описала состояние адвокат звезды Юлия Вербицкая-Линник в интервью газете «Московский комсомолец». – Спасибо врачам. Они смогли стабилизировать состояние. Оно соответствует возрасту. Актриса всем довольна: ей обеспечен уход на самом высочайшем уровне. Дочь Ольга по-прежнему рядом. Телефон разрывается от звонков: все интересуются, переживают.
Еще бы! Любимица публики!
– Лидия Николаевна на oчередном плановом обследовании в одном из лучших лeчебно-профилактических учреждений Москвы. Мама в надежных руках, – поспешила успокоить общественность через агентство ТАСС Ольга Шукшина.
Мол, волноваться не надо. Однако, судя по всему, это не так. Тот же «Мэш» написал, что у старенькой актрисы случился… инфаркт мозга! Но об этом никто не догадывался! А всего-то и надо было, как только заболела голова, обратиться к врачу.
Лидия Николаевна месяц жаловалась дочке на сильную мигрень и неконтролируемые подергивания мышц рук, ног и на лице. Бедняжка глотала обезболивающие, но они не помогали. Что ж Ольга смотрела на все это и не вызвала врачей? А когда все же набрала номер…
В больнице Лидии Николаевне сделали МРТ мозга. И поставили тяжелый диагноз. Слово «инфаркт» очень пугает. В случае с сердцем без квалифицированной помощи и месяц не протянешь – умрешь. А с головным мозгом все обстоит немного иначе.
– Есть участки, поражение которых способно пройти незаметно или незначительно для жизни человека, – объясняют врачи. – Может слегка измениться походка или поведение. Люди порой и не думают, что это связано с инфарктом и мозгом. А ведь происходит гибель клеток, то есть часть тканей умирает. Но при этом общие функции сохраняются и работают. Однако со временем проявления болезни становятся серьезнее. Так и произошло у Федосеевой-Шукшиной.