Он был женат четыре раза. Но о первых трех женах рассказывал скупо. Эти любовные истории были связаны с тяжелыми годами, проведенными в лагерях и ссылках. И если от первой супруги Георгий Жженов отказался сам, то про следующую восклицал:
– Второй брак – это трагедия моей жизни!
Впрочем, когда актер впервые увидел Лиду Воронцову на сцене, то решил: «Теперь все должно быть хорошо…»
В лапы энкавэдэшников 23-летний Жора Жженов попал летом 1938 года. Знакомство в поезде с американским военным атташе Филиппом Файмонвиллом и болтовня с ним о всякой ерунде обернулись обвинением в шпионаже в пользу США.
В сентябре 39-го актер был приговорен к пяти годам лагерей и этапирован на Колыму.
– Я был женат на однокурснице Жене Голынчик. Она родом из Белоруссии и старше меня на два года, – вспоминал народный артист СССР. – Когда супруга пришла на последнее свидание, сказал: «Женечка, не жди меня. 99 процентов, что погибну. А ты молода. Спасибо за все. Но живи, как захочешь! Не хочу быть твоими веригами и ломать твою жизнь».
И девушка согласилась.
А Георгий перенес много страданий. Но в 1943 году парню повезло.
– Худрук разъездной агитбригады случайно узнал во мне, покрытом струпьями зеке-доходяге, киноартиста, – рассказывал любимец публики. – И добился моего перевода в агитбригаду, а затем – в Магаданский музыкальный театр, большая часть труппы которого состояла из заключенных. Театр был роскошный! Мы ставили прекрасные спектакли, оперы, оперетты, балет! Костюмы привозили из Большого!
Там Жженов и встретил ровесницу Лидию Воронцову, тоже ленинградку, актрису и «шпионку», правда, в пользу Японии. Арестована девушка была еще в начале 35-го года. Потому что была соседкой студента-японца, дружила с ним, а еще танцевала в портовом клубе с иностранными моряками! Лиду обещали расстрелять. Но через восемь месяцев заменили приговор на 10 лет лагерей. В Магаданский театр бедняжка попала на полгода раньше Георгия.
Они прониклись друг другом с первого взгляда. Любовь двух политических «зеков» вспыхнула как яркая звезда. Но все закончилось изменами.
Когда срок Жженова подходил к концу, парня вызвали и вручили бумагу о продлении ада еще на 21 месяц. Но Жора новость встретил спокойно. Потому что разлучаться с «умницей, красавицей и талантливой» Лидой не хотел.
Весна 45-го года стала для влюбленных счастливой. Обоих освободили, хотя и запретили жить в крупных городах. Не мешкая, 30-летние актеры расписались, сыграв скромную свадьбу. А в мае пришла Великая Победа.
– Через год, в июне 46-го, родилась я, – улыбается рижский дизайнер Елена Жженова. – Родители изо всех сил пытались построить нормальную семейную жизнь. Но увы…
Артисты страстно любили друг друга, однако без скандалов продержались только год. Психическое здоровье Лиды было подорвано. Она безумно ревновала мужа, часто рыдала и истерила. Выносить это Жоре, тоже с такой психикой, было тяжело. Впрочем, Жженов и впрямь не был верен.
– Я – самец, – не скрывал актер. – Так устроен. Что поделать…
Однажды жена его застала с другой. Но Георгий смог уговорить не разводиться. Хотя не смог дать гарантии, что такое не повторится. И Лида… смирилась. Но решила, что теперь тоже свободна в отношениях с мужчинами.
В 1947-м Жженов устроился на Свердловскую киностудию. И семья отправилась на Урал. Но студию вскоре закрыли. Тогда актер перебрался в город Павлово Горьковской области, где устроился в драмтеатр. А весной 48-го пришло письмо от Воронцовой:
«Я снова арестована. Аленка – в детском приемнике-распределителе. Нашу дочку хотят отправить в детдом!»
Жора кинулся спасать ребенка. Малышку удалось вытащить и переправить к родным в Ленинград. Еле успел, потому что..
– Меня опять арестовали «за шпионаж» в июне 49-го, – вздыхала знаменитость. – Полгода ел в Горьком тюремную кашу, пока меня не отправили в ссылку в Норильск.
Там уже с полгода жила по приговору суда Лидия. И это она вытребовала мужа. Сам он ехать не хотел. Вскоре теща привезла и дочку. И Лида с супругом снова попытались построить семейную жизнь. Но не получилось. Взаимные обиды, истерики Воронцовой, новые увлечения Жженова… А в начале 50-го и Лидия влюбилась.
В инженера Сергея Таежного, начальника геолого-разведочного управления. И потребовала развода. Муж и не протестовал. Но было, по его словам, «невыносимо больно». Впрочем, это не помешало через полгода утешиться в объятиях актрисы Норильского театра Ирины Махаевой, она была на 10 лет младше. Но это совсем другая история.