«Тощая шикса»: как с Утесова «стрясла» долг брошенная невеста
Девушка ждала «бессовестного бегуна» два года.
Леонид Утесов
– Ой вей! Совсем малахольный, с глузду съехал (с украинского и белорусского: с ума сошел! – Прим. ред.), – с досадой сказала 16-летнему парню дородная дама. – Зачем тебе нужна эта тощая шикса? Кого сухая вобла родит? Дохлого котенка? Давай найди в голове своей капельку мозга!
Дело происходило в городе Тульчин Подольской губернии, ныне это Винницкая область Украины, в августе 1911 года. «Малахольным» был Лейзер или Ледя Вайсбейн, который в будущем прославится под именем Леонид Утесов.
А «шиксой» – то бишь девушкой нееврейского происхождения – красивая, с большими голубыми глазами и длинными каштановыми косами украинка Аня Кольба, на которой пацан клятвенно обещал жениться. Однако слова не сдержал.
Занял деньги у родителей невесты и… удрал из-под венца!
И мать дивчины решила брать парня приступом
Осенью 1909 года Ледю выгнали из Одесского коммерческого училища Генриха Файга. За хулиганство. Шестиклассник смешно передразнивал учителя Закона Божьего, а когда раввин услышал и наказал, вымазал ему мелом и чернилами верхнюю одежду. Родители – Осип Кельманович и МалкаМоисеевна – схватились за головы.
Зато мальчишка обрадовался: наконец-то! Учиться до чертиков надоело. Хотелось свободы! И тут же устроился бренчать на гитаре в бродячий оркестр. Но летом 1910 года на площади Куликово Поле открылся балаган борца Ивана Бороданова.
И Вайсбейн заболел цирком! Принялся вертеться вокруг шапито и его хозяина, всячески показывая, какой отличный артист из него, Леди, выйдет. И сработало! В следующем 11-м году силач поманил:
– Ладно, будешь акробатом-жонглером – у тебя хорошо получается.
Радости мальчика не было предела! В мае поехали дальше. В июне прибыли в Тульчин. Дали несколько представлений и собрались в Волынскую губернию, ныне Житомирская область. Но тут Вайсбейн свалился с температурой. Оказалось, подхватил двустороннее воспаление легких.
Рожденные 21 марта: астролог о тайнах судьбы Вертинского и Утесова
Бороданов дал деньги на лечение и оставил Ледю у скрипача Кольбы, где парень квартировал. Там его и выходили. Особенно ухаживала 17-летняя Аня. Влюбилась в красавца-одессита не на шутку, будучи уверенной, что он ее старше. Лейзер всем уверенно врал, что ему 20.
Когда юноша пошел на поправку, Аня призналась родителям, что «от Ледички без ума». И мать дивчины решила брать парня приступом:
– Вы уже взрослый, пора подумать о семье! Лучше нашей Анны невесты не сыскать! Женитесь! Мы дадим хорошее приданое! 100 рублей! Можно сразу купить костюм, патефон и корову! Еще дадим серебряные часы и портсигар. Ну и, само собой, постелю пуховую с кружевным и стеганым покрывалами.
– Я растерялся до оторопи, – вспоминал 86-летний Утесов. – Ведь был перед семьей Кольбы в таком долгу, а отблагодарить нечем! Ну и согласился…
Подали прошение в православную церковь и синагогу. Тогда браки регистрировали священники. А родители невесты начали готовиться к свадьбе. Многие им завидовали: ох, какого зятька отхватили «пройдохи» Кольбы!
– Особенно злилась соседка, – усмехался народный артист СССР. – Подлавливала и уговаривала: «Не будь дурниной! Возьми лучше мою Добочку!» А в ней весу свыше 100 кило и возраст далеко за 20!
Анечка же была дивной красоты, ласковая, нежная и порядочная. О такой только мечтать! Очень мне нравилась. Но в 16 лет жениться не хотелось. Ну какая семья?!
И пацан решил бежать. Сказал, что надо съездить в Одессу, предупредить родителей и вещи забрать. Только денег нет на проезд. И Кольбы дали будущему зятю на билет 1 рубль 70 копеек. В дорогу собрали покушать: жареные котлетки, пышки и бутылку минеральной воды.
Ледя сел в вагон и выдохнул: все позади! Даже совесть не грызла, что обманул хороших людей, а Аню на весь город опозорил!
Брошенка ждала «бессовестного бегуна» два года. Все это время слала нежные письма с пометкой: «Лети, мое письмо, к Ледичке в окно. А если неприятно, прошу вернуть обратно».
Парень читал, но не отвечал…
«Так стыдно и противно от себя никогда не было!»
Судьба столкнула их еще раз. В 1923 году, в кафе с эстрадой для выступлений, в Киеве, на Крещатике. Утесов уже был известным на весь Советский Союз. Девять лет как женат на актрисе Елене Голдиной. Ей исполнился 31 год, в семье подрастала восьмилетняя дочь Эдит.
Что не мешало 28-летнему звезде гулять напропалую.
Конечно, Леня не мог не обратить внимания на хрупкую красавицу с пышными каштановыми кудрями за столиком по соседству! Подошел, представился и пригласил к себе. А чаровница усмехнулась:
– Хорошо. Я поужинаю с вами. Но при условии, что угостите на 1 рубль 70 копеек. Что так удивляетесь? Считайте, это мой каприз.
Она долго водила наманикюренным пальчиком по меню, а артист, «обмирая сердцем от красоты», смотрел на нее и мечтал о романе. Наконец девушка выбрала ровно на 1 рубль 70 копеек. Кушали, мило болтали. А потом красавица встала:
– Благодарю. Считайте, что долг моим родителям вы наконец вернули. Ой, ну не стоит делать удивленное лицо. Неужели я так изменилась? Я Анна Кольба. Ваша брошенная невеста.
– Оказалось, она певица в этом кафе, исполняет цыганские романсы, – вздыхал Леонид Осипович. – Конечно, уже давно замужем, еще бы – такая звезда! Так стыдно и противно от себя никогда не было!