Маргарита Морозова: почему жену текстильного магната называли Сказкой
Жизнь этой женщины прошла через несколько эпох.
Маргарита Морозова
Современники видели в ней воплощение вечной женственности и утренней зари. Ее называли Сказкой. Сегодня можно с уверенностью сказать, что, если бы не жила в России эта просвещенная красивая женщина и не радела бы так душой за искусство, мы были бы лишены многих музыкальных, художественных, литературных и философских произведений.
Первая зрительница шедевров
Догадались, о ком мы? Конечно, о Маргарите Кирилловне Морозовой, жизнь которой прошла через несколько эпох. Она познала и бедность, и роскошь, и всегда, всегда… любила и поддерживала искусство. В ее судьбу было вплетено много «но».
Отец Маргариты — потомственный почетный гражданин Кирилл Николаевич Мамонтов, но мало у кого к нему осталось уважение, когда он разорился на карточных долгах. А потом и вовсе застрелился. И все же именно благодаря общению с родственниками по отцу, семейством Третьяковых, Маргарита рано полюбила и научились ценить живопись.
Она нередко становилась одной из первых зрительниц многих известных картин. В 12 лет, к примеру, впервые увидела полотно Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван», заставившее ее онеметь от ужаса. Ей казалось, что все происходит у нее на глазах…
Почти Золушка
После смерти отца Маргарита осталась бесприданницей, но зато какой красавицей она была! В ее ослепительных глазах, «с блеском то сапфира, то изумруда», были готовы утонуть многие… Не оттанцевав и одного сезона, юная Маргарита получила предложение руки и сердца. Партия была блестящая: к ней посватался богатейший текстильный фабрикант, представитель известного семейства — Михаил Морозов.
И здесь не обошлось без «но». Вот, как, например, Маргарита Кирилловна описывала семью мужа, называя его родственников «людьми умными, одаренными, но экстравагантными, их можно было опасаться за то, что не владели своими страстями…». Эти сумасшедшие страсти, которые со временем полностью поглотили ее мужа, разрушили ее брак.
Маргарита Морозова с гостями в саду
А поначалу все было прекрасно. Молодожены жили в роскошном московском особняке, настоящем дворце, наполненном произведениями искусства. Египетскую парадную охраняли сфинксы, в прихожей стоял настоящий саркофаг с мумией, в залах можно было путешествовать по культурному наследию разных народов, любоваться античной Грецией и ярким Востоком… Что удивительно — декором занимались искусные русские мастера, нанятые прежним владельцем этого дома, чаеторговцем Поповым.
По воскресеньям у Морозовых собирались друзья-художники: Серов, Коровин, Васнецов, Врубель… У них Михаил Абрамович частенько приобретал подарки для жены. Один из таких мужниных даров, картина «Царевна-Лебедь», и сегодня находится в Третьяковской галерее.
Проигрыш на миллион
После рождения детей — Юрия и Елены — отношения между супругами расстроились. Наследственность Михаила дала о себе знать. В его роду были сумасшедшие, и, к сожалению, у самого Михаила Абрамовича стали проявляться признаки душевной болезни. Когда внезапных частых вспышек его агрессии находившаяся на последних сроках беременности Маргарита больше не смогла выносить, она уехала к матери. Из-за семейных переживаний у последней случился удар.
Когда у жены начались преждевременные роды, Михаил Морозов раскаялся. Лучшие врачи спасали жизнь Маргариты и ее ребенка. Так на свет появился Мика, портрет которого кисти Серова украшает ныне Третьяковскую галерею. Супруги воссоединились.
В семье родился еще один ребенок… а потом все вернулось на круги своя. Михаил продолжил кутить. За одну ночь однажды он проиграл свыше миллиона рублей. Необычайно много даже для богатого купца. За эти деньги в Москве тогда можно было купить 10 добротных каменных домов.
Фабрики Морозовых начали приходить в упадок, их спасением занялась сама хозяйка, Маргарита Кирилловна, понимавшая, что никакой надежды на некогда безупречную деловую хватку мужа больше нет. В 33 года он умер, окончательно подорвав свое здоровье бесконечными пьяными кутежами.
Прекрасная Дама
В жизни этой замечательной женщины еще будут яркие чувства, поэтичные признания в любви… Однако их снова будет сопровождать много «но». В свете Маргарита Морозова по-прежнему блистала.
«Стоило ей появиться, высокой, стройной, в шляпе с большими полями над прекрасным лицом, — в публике пробегала волна восхищения», — вспоминала актриса Софья Гиацинтова.
На Маргариту Кирилловну обратил свой взор восторженный молодой поэт Андрей Белый, которого, по его словам, закрутил «мгновенный вихрь переживаний». Свою любовь к М.К.М. он называл мистической. Как и Александр Блок, Белый был адептом культа Прекрасной Дамы. Несколько лет он писал Маргарите Кирилловне письма, подписываясь ее рыцарем. А она долгое время даже не подозревала, чьи же письма освещают ее жизнь романтическим светом.
Портрет Маргариты Кирилловны Морозовой работы Н. К. Бодаревского
Поэт просил Маргариту Морозову лишь об одной милости — позволить боготворить ее коленопреклоненным! Именно восторженные письма к Даме привели Андрея Белого к серьезным литературным опытам. Он посвятил прекрасной Маргарите свою первую книгу «Вторая драматическая симфония», где называл ее Сказкой. Как же ей подходило это имя…
За бесконечную, просто сказочную доброту Маргарите Кирилловне были благодарны многие, например художник Валентин Серов и композитор Александр Скрябин, которым она в течение долгого времени помогала деньгами. Удивительной по уму и вкусу женщиной называл Маргариту Кирилловну философ Василий Розанов.
Роковое знакомство
Знакомство с другим философом — Евгением Трубецким — оказалось для Маргариты Морозовой роковым. В нем она нашла «воплощение на земле всего близкого, светлого и родного», он признавался ей в том, что хотел бы пережить с ней все самое лучшее… Но князь был женат, воспитывал детей и не мог оставить семью, за что Маргарита его нисколько не осуждала и даже, наоборот, считала человеком чести.
Но чувствам не прикажешь. Вся их любовь вылилась в длительную переписку. И стала фактом культурной жизни страны. Да, их творческий союз способствовал развитию науки в России. Деятельность созданных ими с 1905 по 1919 год организаций представляла собой одно из самых блистательных культурных явлений того времени.
Среди наиболее значимых проектов — религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьева, журнал «Московский еженедельник», книгоиздательство «Путь», где, в частности, издавались труды Спинозы.
Жизнь после революции
С Трубецким ее разлучила революция… Князь с частями Добровольческой армии летом 1919-го оказался на юге. Там же он прочитал свою последнюю лекцию «О религиозном возрождении России». В 1920 году он умер от тифа. Маргарита Кирилловна очень тяжело перенесла эту потерю.
К тому времени она уже жила не в своем роскошном особняке, а в скромном домике в Мертвом (ныне Пречистенском) переулке Москвы. После уплотнения они с сестрой Марией обитали в двух тесных комнатках в полуподвале. Когда-то она передала в Третьяковскую галерею часть роскошной коллекции картин, включавшую работы Ван Гога, Ренуара, Дега, Васнецова, Серова, Врубеля… Теперь же у нее изъяли все, что осталось…
Морозова Маргарита Кирилловна
Из четверых ее детей трое эмигрировали. Только Михаил (тот самый Мика) не покинул Россию и стал выдающимся специалистом в творчестве Шекспира.
В 1930-е годы Морозовых выселили из полуподвала, и сестры долго скитались… Под конец жизни их ожидал почти царский подарок — комната в новостройке на Ленинских горах. Единственными радостями Маргариты Кирилловны были выставки живописи и концерты в консерватории. Расстаться с искусством было выше ее сил даже в старости!
После смерти сына Михаила в 1952 году она осталась без средств к существованию. Жила в нищете… Но она не печалилась. Да, любви к жизни Маргариты Кирилловны можно позавидовать! Лишь в последний год ее жизни ей назначили пенсию.
«Несмотря ни на какие страдания, которые я могу испытывать… за немногих моих любимых, никогда не нарушится гармония моей души…» — писала она когда-то Андрею Белому. Все, что с ней происходило, эта светлая женщина принимала с христианским терпением. Так и ушла в мир иной, не озлобившись, оставшись настоящей Музой. Такова она наша Сказка… Грустная Сказка!
Наталья Доброва