Аферистка мирового масштаба: почему самозванка называла себя княжной Таракановой
Профессор Эрнест Лунинский нашел опись всего архива «Елизаветы II».
Императрица Елизавета Петровна и Алексей Разумовский
В российской истории эту женщину сразу заклеймили аферисткой международного масштаба, а потому изучать ее биографию долгие годы считалось моветоном. Но Львовский университет, признанный центр интеллектуальной оппозиции, решил по-своему.
Один из его профессоров — Эрнест Лунинский — в начале ХХ века отправился в Пизу, где в городском архиве хранились некоторые личные бумаги княжны Таракановой: 308 страниц, написанные на немецком, французском, а также частично на английском и итальянском языках.
В пизанских бумагах княжны Таракановой профессор Эрнест Лунинский нашел опись всего архива «Елизаветы II». В этом перечне был, в частности, указан оригинал духовного завещания, написанного Елизаветой Петровной и Алексеем Разумовским собственноручно.
Не исключено, что этот документ был найден при аресте Таракановой, а потом уничтожен в Петербурге в ходе следствия. Все документы о правах на российский престол, представленные княжной Таракановой, историки объявили подделкой.
Красавица на европейский манер: как описывали княжну Тараканову русские тюремщики
Итогом же архивных изысканий профессора стала книга, изданная на польском языке в Варшаве: «Княжна Тараканова — внучка Петра Великого». В 1908 году книгу перевели на русский и издали в Петербурге, правда под менее вызывающим названием — «Княжна Тараканова».
Конечно, никакого революционного открытия Лунинский не совершил. Но он допустил, что посягательства Таракановой на российскую корону могли иметь под собой основания. По его мнению, императрица Елизавета Петровна состояла в тайном браке с Алексеем Разумовским и у них были общие дети, в том числе и девочка.
Опасаясь за судьбу дочери, родители отправили ее за границу под чужим именем. И что с ней случилось дальше, неизвестно. То есть чисто теоретически княжна Тараканова могла быть дочерью Елизаветы и, соответственно, внучкой Петра I.
И потому смело могла претендовать на трон, прав на который в таком случае у нее было бы побольше, чем у «пришлой немки» Екатерины II — вдовы свергнутого императора Петра III…
Почему самозванка называла себя княжной Таракановой, а не графиней Мухиной, например? Профессор Лунинский выяснил, что Таракановкой называлось малороссийское местечко, где появился на свет Алексей Разумовский, то есть ее «отец».
Александр Мирнов