Место под рекламу

Андрей Тарковский. Чухрай – самовлюбленный и бездарный! Смоктуновский дремуч, как темный лес! За Бондарчука стыдно!

Андрей Тарковский. Чухрай – самовлюбленный и бездарный! Смоктуновский дремуч, как темный лес! За Бондарчука стыдно!

Великий режиссер позволял себе злобные выпады в адрес коллег. Но и себя тоже ругал нещадно

У него не идеален Ни Чухрай, ни Вуди Аллен. Самого Бондарчука Он поругивал слегка!

Когда в начале марта режиссер Сарик Андреасян пришел на лекцию в московский киноколледж № 40, мало кто ждал, что общение с молодежью завершится скандалом. Да еще каким! Автор сериала «Чикатило» вдруг взял и заявил, что ненавидит… Андрея Тарковского (†54)! А позже, когда все ждали извинений, упрямец еще и написал в интернете, что считает давно умершего коллегу... предателем Родины! И подчеркнул: Тарковский и сам ругал великих соратников — например, Сергея Бондарчука (†74).

Андрей Арсеньевич к товарищам по цеху действительно относился критически. Правда, в отличие от Андреасяна, мертвых не трогал. И, пожалуй, имел право наезжать на коллег — все-таки еще при жизни стал классиком, чьими работами вдохновлялись кинематографисты во всем мире. Поэтому в своих дневниках, впервые опубликованных на русском языке в 2008 году, мастер никого не щадил. В том числе и режиссера «Войны и мира». «Смотрел «Ватерлоо». За Бондарчука стыдно. Бедный Сережа!» — пишет Андрей Тарковский. А ведь у него был роман… с дочерью Сергея Федоровича, которой сейчас 74 года. Она сыграла главную роль в фильме «Солярис». Кстати, после показа картины в Италии, на который любовники ездили вместе, лауреат Каннского фестиваля написал: «Боже, ну и глупа же Наталья!» Артистов мэтр вообще не особо уважал. «В жизни не встречал умного актера! — сетовал постановщик «Андрея Рублева». — Видел неглупого в фильме «Земляничная поляна». Да и тот оказался режиссером!» Но чаще стрелы летели в коллег. «Марлен Хуциев совершенно непрофессионален, — пишет Тарковский об авторе «Заставы Ильича». — И мысли-то у него какие-то короткие, пионерские». А вот выпад в адрес Григория Козинцева (†68): «По телевизору показывали «Гамлета». До чего же это ничтожно! Неужели Григорий Михайлович действительно верил, что сделал нечто стоящее?» Досталось также Александру Алову (†59) и Владимиру Наумову (†93): «Видел их фильм «Бег». Это ужасно! Издевательство над всем русским — характером, человеком, офицером. Черт-те что!» Не сжалился Андрей Арсеньевич и над Григорием Чухраем (†80), хотя тот номинировался на премию «Оскар»: «Чухрай — самовлюбленный и бездарный. В свое время он стал идеологом мещанства со своими «41-м» и «Балладой о солдате». Капризный, ненадежный и пустой». Когда в конце 70-х Иннокентий Смоктуновский (†69) задумал экранизировать роман Федора Достоевского (†59) «Идиот» — и в итоге проект не состоялся, — Тарковский был изумлен: «Сам будет играть, сам ставить. Ну что он там может поставить?! Смоктуновский дремуч, как темный лес!» Порой в одном абзаце «комплименты» от победителя Венецианского фестиваля получали несколько человек сразу: «Прочел список членов кинематографической секции по присуждению госпремий — Сергей Герасимов, Лев Кулиджанов, Станислав Ростоцкий… Завистливые бездарности. Никогда не получу никакой премии, пока живы эти люди. Очень они меня не любят». О советском театре Андрей Арсеньевич тоже высказывался резко: «Был на премьере Захарова в «Ленкоме». Не европейский уровень, конечно. Провинциально и шумно. Балаган. С актерами у Марка катастрофически плохо». Получали свою порцию «комплиментов» и... поэты: «В квартире у Евтушенко стены завешаны скверными картинами. Буржуй! И очень хочет, чтобы его любили. И Хрущев, и Брежнев, и девушки… Жалкий какой-то Женя. Кокетка. Однажды подошел ко мне: «Почему ты такой жестокий, Андрей?» Иностранцам тоже доставалось на орехи: «Пытался смотреть фильм Вуди Аллена «Манхэттен». Ушел после первой половины. Нудно до безобразия! И страшно необаятельный актер, который хочет казаться неотразимым». Раскритиковал Андрей Тарковский и Милоша Формана (†86), чья картина «Амадей» в 1985 году собрала кучу престижных призов: «Восемь «Оскаров» — и так бездарно!» Испанский классик Луис Бунюэль (†83) также удостоился «похвалы»: «Видел его фильм «Тристана» —нечто несусветно пошлое!» Создатель «Сталкера» ругал не только серьезное, но и так называемое зрительское кино — например, очень популярный в СССР вестерн 1960 года «Великолепная семерка»: «Это не искусство, а коммерческое предприятие! Какие бы замечательные идеи ни вкладывались, все — липа, фальшь, нелепость». Чухрай — самовлюбленный и бездарный! Смоктуновский дремуч, как темный лес! За Бондарчука стыдно! Всем сестрам по серьгам раздал Андрей Тарковский. Великий режиссер позволял себе злобные выпады в адрес коллег. Но и себя тоже ругал нещадно. Вот что написал в 1972 году: «Мне исполнилось 40 лет. А что я сделал к этому времени? Три жалкие картины — как ничтожно мало! И плохо». Интересно, а Сарик Андреасян, которому тоже 40, способен на подобное критическое отношение к себе?