Место под рекламу

Александр Митта. Фильм «Экипаж» посмотрели 71 100 000 зрителей!

Александр Митта. Фильм «Экипаж» посмотрели 71 100 000 зрителей!

Это одна из главных картин режиссера

— Успех случился благодаря соединению ранее несовместимых подходов, — полагал Александр Митта (†92). — Это в равной степени бытовая и мелодрама, романтическая комедия и фильм-катастрофа. И во все эти жанры проникли человеческие характеры, юмор и нежность. Поэтому картина оказалась долгожительницей. Режиссеру повезло, что идея понравилась Министерству гражданской авиации и «Аэрофлоту». — Меня пустили на заводы и аэродромы, бесплатно предоставили самолеты, помогали строить макеты-декорации, — хвастался Александр Наумович. — Дают воздушное судно — и делай с ним, что хочешь! Чтобы снять фильм, сожгли больше 20 самолетов! Сколько это стоит? Миллионы, наверное. А мы не потратили ни копейки! 22-летней Саше Яковлевой роль досталась случайно. — Иду по коридору «Мосфильма» и вижу: в углу стоит девушка и плачет, как ребенок, навзрыд, — вспоминал Митта. — «Что случилось?» — спрашиваю. «Эти идиоты не утвердили меня, хотя я лучше!» — «Ну, пошли со мной. Может, мы утвердим». Привел в группу: «По-моему, эту девочку стоит посмотреть». И оператор сразу сказал: «Надо брать! Она абсолютно живая!» Возлюбленным Тамары — бортинженером Игорем Скворцовым — должен был стать 38-летний Олег Даль. Но у него случился нервный срыв. Поэтому роль досталась 32-летнему Леониду Филатову. Его «Экипаж» сделал советским секс-символом. — В жизни Леня был абсолютной противоположностью своего героя — скромным и серьезным, — рассказывал Александр Митта. — В любовной сцене наотрез отказался снимать джинсы. А Яковлева разделась без особых раздумий. Я предлагал дублершу, но Саша сказала: «Не хочу, чтобы кто-то играл мое тело». Бегала по павильону, как коза, а мы снимали — и получилась классная сцена! Не эротичная, а наивная и радостная. Когда пленка пошла в проявку, бабки из лаборатории пришли в ужас и побежали в дирекцию: «Митта устраивает оргии!» Сразу собрали генеральную редакцию, сели смотреть, и я слышу, как по залу шелестит: «Боже! Какой кошмар!» Пытаюсь объяснить, что это всего лишь рабочий материал. Директор предложил: «Дадим режиссеру возможность уложиться в наши этические нормы». Но, сколько я ни сокращал, все было мало. В конце концов остались только голая грудь и тень задницы, снятая через аквариум. Сцена погибла. Тем не менее, когда фильм вышел, этот кадр воспринимался чуть ли не как глоток свободы. И каждый партийный пенсионер написал по возмущенному письму. Потому что для них секс был в темноте и на ощупь. Из-за этого картину даже сняли с Госпремии, на которую выдвинули изначально. Заставили переделать и финал. По сценарию командир Андрей Тимченко, которого играл 64-летний Георгий Жженов, умирал от сердечного приступа. Но начальство решило, что это не понравится 72-летнему Леониду Ильичу. — Сказали, что нельзя, — вздыхал народный артист России. — Перед этим Брежнев посмотрел какую-то картину, где старик помирал, и возмутился: «Зачем вы мне это показываете? На что намекаете?» Поэтому мне эпизод пришлось вырезать. Теперь жалею. Картина бы полежала полгода и вышла на экран. А так меня даже не радовало, что фильм идет с успехом. Я вообще за другое опасался. Там ведь метафора афганской вой-ны! Я мечтал, чтобы мы убрались оттуда! Когда самолет к границе Афганистана летит и садится, а с гор — поток, у меня руки тряслись. Думал, сейчас догадаются — и все, картина на полке. Но ни один человек не сообразил! Не возникло проблем и с полным неправдоподобием сюжета. Протест не выразил даже министр гражданской авиации — 56-летний маршал Бугаев. — Хотя во время просмотра материала у Бориса Павловича, конечно, возникло много вопросов, — смеялся Митта. — Глядит на экран и не понимает: как так — аэродром у скалы?! Спрашивает: «Что это?» Группа молчит, все смотрят на меня. Дальше больше — с неба полетел огненный поток! Министр опять недоумевает. Потом самолет стал взлетать. Тогда Бугаев предположил: «Так это у вас сказка, что ли?» И мы все радостно хором в ответ: «Да, да!» Я потом о фильме так и рассказывал: «Обыкновенное воздушное судно будто превращается в ковер-самолет, экипаж — в богатырей, а нефть — в огнедышащего дракона». Начальство это очень разозлило».