Место под рекламу

Веньямин Смехов. У меня фамилия – Смехов. Я не могу серьезно относиться к очевидным глупостям

Веньямин Смехов. У меня фамилия – Смехов. Я не могу серьезно относиться к очевидным глупостям

Такое бывает очень редко – в суде выступили звезды. Компанию «Атосу» составила коллега Ксения Раппопорт

Вначале июля Второй Западный окружной военный суд приговорил режиссера 39-летнюю Евгению Беркович и драматурга 44-летнюю Светлану Петрийчук к шести годам колонии общего режима. Чем же эти женщины провинились? Еще в 2019-м одна написала, а в 2020-м другая поставила по этой пьесе одноименный спектакль «Финист ясный сокол». И три года он шел на сцене Союза театральных деятелей России. Причем успел победить в двух номинациях премии «Золотая маска» как лучшая работа драматурга и художника по костюмам. «Спектакль о женщинах, решивших после заочного романа выйти замуж за представителей ислама и уехать в Сирию, — говорится на сайте театра «Дочери Сосо». — В основу легли реальные приговоры и протоколы допросов из России, Казахстана и Узбекистана. Что с этими женщинами случилось? Куда они бегут? И главное — откуда?» А в мае прошлого года было возбуждено дело по статье 205.2 части второй Уголовного кодекса России «Публичное оправдание терроризма». Драматурга и режиссера посадили в СИЗО. И дамы провели там год, пока шло следствие. «Кого полюбила, с тем и будет жить!» Такое бывает очень редко — в суде выступили звезды. Адвокаты пригласили 83-летнего Вениамина Смехова, сыгравшего одну из главных ролей в легендарном фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». Компанию «Атосу» составила коллега Ксения Раппопорт. Актер согласился дать показания, «не спокойно, но стоя», несмотря на почтенный возраст, и сразу заверил: — Меня правильно воспитывали. Я не вру. По мнению Вениамина Смехова, цель подсудимых — «предупреждение лютой, реальной опасности», ведь «легко поддаться на незнакомые звонки и предложения», так как «много жуликов сейчас». Эту мысль артист повторил несколько раз. — Спектакль талантлив вообще! И тем силен русский театр! Поэтичностью, иносказанием, метафорой и... состраданием! — рассуждал Смехов. А на вопрос: «Отождествляют ли себя авторы со своими героинями?» — ответил: — Мне неловко говорить очевидные вещи тем, кто учился в школах — советских и Российской Федерации. Замечательные актрисы играют чужую жизнь как свою. При этом Вениамин Борисович вспомнил русские народные сказки, собранные Александром Афанасьевым (†45) в XIX веке, где ради высокого чувства «Марьюшка или Аленушка готова жертвовать собой, невзирая ни на какие обстоятельства». — Кого полюбила, с тем и будет жить! — резюмировал «мушкетер». Подсудимая Евгения Беркович спросила: — Унижаются ли в спектакле российские мужчины? — У меня фамилия — Смехов. Я не могу серьезно относиться к очевидным глупостям, — ответил Вениамин Борисович. — Это серьезно. Один из моментов обвинения, — одернул свидетеля судья. — Нет, конечно. Это спектакль о беде, — опять повторил свою мысль актер. Адвокат Сергей Бадамшин поинтересовался, были ли у других зрителей отрицательные отзывы. — Я с самого рождения Театра на Таганке — один из ближайших сподвижников Юрия Петровича Любимова. И мне пришлось наблюдать, как работает несправедливость в нашем театроведении, — ответил Вениамин Смехов. Судья не выдержал и снова обратился к легенде: — Ваш путь, в том числе и творческий, неоспорим, а профессиональный авторитет очевиден. — Может ли искусство существовать без отрицательных героев? — спросил адвокат. — Отелло задушил Дездемону. И разве был осужден за это? — Он может привести много примеров, — кивнул судья. А Вениамин Смехов заявил, что был бы рад посмотреть спектакль еще раз. 45-летний адвокат Бадамшин потом перефразирует в своем телеграм-канале цитату из книги «Три мушкетера» и снятого по ней фильма: «Допрос в военном суде для Атоса — это слишком много, а для графа де Ла Фер — слишком мало». А «русского мужчины там нет» Выступившая следом 50-летняя Ксения Раппопорт, звезда сериала «Ликвидация», тоже оценила «колоссальную профилактическую прививку и хорошую разъяснительную работу» режиссера и драматурга. — Внятный и очень горестный рассказ, как простые, нормальные девушки и женщины втягиваются в жуткую деятельность преступной группировки. Очень хорошо показано, как искусно вербовщики пользуются состоянием человека — нехваткой любви и абьюзивными отношениями, — сказала свидетель. А на вопрос: «Присутствует ли в спектакле романтизация боевика на контрасте с критикой образа русского мужчины?» — Ксения заверила, что Финист — это «выдуманный прекрасный образ, существующий в мечтах всех женщин, хотящих любви, семьи и детей». При этом тоже вспомнила сказку Афанасьева, а именно как Иван-царевич «сапоги железные износил и три просвиры железных сглодал» в поисках упорхнувшей из-под носа царевны-лягушки. Только в изложении Раппопорт на подобные подвиги способны русские женщины, потому что все они хотят любви. Боевик показан, но он «ужасный». А «русского мужчины там нет». Хотя спектакль начинается с монолога героини, которая с юмором рассказывает про свои «абьюзивные отношения», то есть между «тираном» и «жертвой». И потому «она не особо и умна». Но эксперты ФСБ и Московского лингвистического университета нашли в пьесе и спектакле признаки преступления. Поэтому суд не прислушался ни к кавалеру ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, ни к народной артистке России. А признал Евгению Беркович и Светлану Петрийчук виновными в публичном оправдании терроризма и приговорил к шести годам колонии общего режима.