Спор о Мавзолее. Почему он до сих пор на Красной площади, и зачем Ленина записали в кандидаты на воскрешение
В самом центре московской Красной площади стоит здание, напоминающее древние египетские или персидские зиккураты — религиозные центры зороастризма. Замечательное здание, надо сказать! А там, в траурном подземном зале, выставлена мумия вождя СССР — Владимира Ленина.
Смерть старика
Основатель Советского государства умер 21 января 1924 года. Он долго болел, перенес три инсульта, подчас появлялась надежда на выздоровление, но уже несколько месяцев пациент считался безнадежным. Больного вождя содержали в бывшей барской усадьбе в Горках, где для него оборудовали несколько комнат. Там, вдали от суеты и любопытных глаз, удобно было лечиться.
И вот он ушел из жизни, не оставив завещания, в 53 года. Впрочем, прозвище Старик Ленин носил с 30 лет… Он никогда не рассуждал о своих похоронах, не высказывал никаких пожеланий, связанных с этим. Иногда говорят, что он хотел найти упокоение на Волковом кладбище, рядом с любимой матерью. Но никаких подтверждений эта фантазия не имеет.
У гроба вождя
Узнав о смерти Ленина, в Горки немедленно бросились все соратники по ЦК партии большевиков и правительству. Они понимали: сейчас самое время находиться там. Специальный поезд довез их в подмосковный поселок. Заместитель Ленина по Совнаркому Алексей Рыков в то время тяжко болел — перенес инфаркт, страдал от высокой температуры. Но и он собрался с силами, закутался и с опозданием, но все-таки прибыл к смертному одру учителя.
Другой популярный вождь партии — Лев Троцкий — в то время отдыхал на Кавказе. Получив известие о смерти Ленина, отпуск он прерывать не стал. И это была чуть ли не решающая ошибка Троцкого в борьбе за власть. Он проявил самоуверенность… Потом ходили слухи, что это Сталин ввел конкурента в заблуждение и добился его отсутствия на прощании с Ильичом. Но это наивное предположение. В то время было невозможно так примитивно обмануть Троцкого…
Стояла стужа. Крещенские морозы. В Советском Союзе после этого их часто называли «ленинскими днями». Пять дней и ночей народ прощался с Лениным в Колонном зале Дома союзов. Соратники вождя не ожидали, что на похороны в такой холод придут сотни тысяч людей. А они все шли и шли…
Мощи Ленина
Официальные похороны с речами состоялись 27 января 1924 года в Москве на Красной площади. Но власть решила: с Лениным попрощались еще не все желающие. И приняли решение забальзамировать тело. Для этой цели на Красной площади на скорую руку под руководством архитектора Алексея Щусева построили деревянный мавзолей. В то время почти все считали, что это временно. На месяц-другой.
Кому принадлежит идея мавзолея? Как ни странно, точного ответа на этот вопрос нет. Называют и Сталина, и Дзержинского, и Красина, и Зиновьева, и Рыкова… Тут был и политический резон. Какие только слухи не ходили в народе! Говаривали, что Ленин умер (или его убили) уже давно. Это рождало нежелательные кривотолки. К тому же большевики боялись появления самозванцев. А так все видели Ленина и не сомневались, что он умер, хотя «вечно жив в наших сердцах».
Еще одна функция мавзолея — пропагандистская. В этом хорошо разбирался Сталин. Народ, пока не распрощавшийся с религиозным сознанием, относился к саркофагу в мавзолее как к мощам святого. И большевики умело использовали эти эмоции. Миллионы людей воспринимали мавзолей как чудо, и авторитет советской власти возрастал.
Против мумификации!
Через несколько месяцев на заседании политбюро обсуждали, что делать с мавзолеем? Оставить ли его надолго или похоронить вождя в Кремлевской стене, прекратив бальзамирование? Главным оппонентом сторонников необычного мемориала стала вдова вождя — Надежда Крупская. «Надежда Константиновна, с которой я интимно беседовал по этому вопросу, была против мумификации Владимира Ильича. Но идея сохранения облика Ленина столь захватила всех, что была признана крайне необходимой, нужной для миллионов пролетариата», — вспоминал друг семьи Ульяновых Владимир Бонч-Бруевич.
Крупская вообще считала, что возвеличивание Ленина идет только во вред. Ведь по характеру Владимир Ульянов был не склонен к позерству, не любил славу и даже на собственном 50-летии не присутствовал, чтобы избежать славословий. Крупскую слушали с уважением, соглашались насчет скромности Ильича, но политическая целесообразность ценилась выше. А для популярности советской власти нужно было взвинчивать культ умершего вождя.
Рождение святыни
Похоронную комиссию возглавлял неподкупный Феликс Дзержинский. Он и дал задание биохимику Борису Збарскому и патологоанатому Владимиру Воробьеву разработать технологию бальзамирования. Они нервничали, но за трое бессонных суток справились с этой нетривиальной задачей, нашли формулу магической жидкости. Потом над сохранением тела Ленина стал работать небольшой научно-исследовательский институт. Сталин хитро поглядывал на противников идеи мавзолея: уж он-то знал, что для создания советского мифа это просто необходимо. А без мифа, без святынь не устоит ни одна политическая система. Видимо, ему удалось убедить Дзержинского и Рыкова. А может быть, они и не нуждались в сталинских аргументах, сами с усами.
По официальной версии, в ЦК и Совнарком ежедневно тысячами приходили письма трудящихся, требовавших навсегда сохранить родной для них «образ Ильича». Отчасти так оно и было. Но главное — Сталин заметил, как народ потянулся в мавзолей. Как «ходоки» жгли костры на московских улицах, чтобы согреться, а с утра отправиться к заветному саркофагу. Народу необходима была новая религия — вера в великого человека, который даже умер не так, как все остальные. Недаром появился лозунг: «Могила Ленина — колыбель прогрессивного человечества». В одной из христианских молитв, которую хорошо знали многие большевики, говорится: «Гроб Твой — источник нашего воскресения».
Скептики посрамлены
Считается, что против «создания культа» Ленина поначалу выступал и вернувшийся в Москву Троцкий. Скептически относились к этой идее и Бухарин, не желавший «возвеличивать прах», и Лев Каменев. Действительно, от этой затеи отдавало мистикой, чуждой марксистскому материализму. Но сторонники «советского зиккурата» победили, и вскоре Щусеву заказали проект нового мавзолея — более вместительного и торжественного на вид, с основательной трибуной. Там по революционным праздникам соратники Ленина приветствовали участников военных парадов и демонстраций трудящихся. Это стало незыблемой традицией на десятилетия.
Объект поклонения
Мистический смысл этого проекта со временем выветрился. Ленин стал некой «материалистической святыней» — самым человечным человеком, которому поклонялись миллионы советских людей. Очередь к Мавзолею Ленина действительно никогда не иссякала и тянулась издалека. Любили и любят посетить этот мемориал и иностранные туристы. Для них это одна из главных достопримечательностей Москвы.
После краха советской власти не раз звучали предложения уничтожить мавзолей и закопать останки Ленина. Но так мы прервем уникальный научный эксперимент. Да и вообще, лучше не трогать мумии. Ни в Египте, ни в России. У них своя посмертная судьба и своя историческая драма. Они принадлежат к не менее почтенной традиции, чем привычные кладбищенские захоронения. А потому Мавзолею Ленина, думаю, в ближайшие века ничто не угрожает.
Кандидат на воскрешение
Некоторые большевики верили в будущее воскрешение мертвых. Тут в ход шли и философия, и вера в науку. Считалось, что забальзамированному Ленину когда-нибудь можно будет вернуть жизнь. Кстати, нечто подобное исповедовали и древние египтяне…
Больше других из самых ярких руководителей СССР в это мистическое учение верил инженер, дипломат и управленец Леонид Красин. Именно он внимательно следил за процессом мумификации Ленина. Красин говорил: «Наука, не останавливаясь на том, чтобы только лечить, восстанавливать здоровье заболевшего организма, уже ставит вопрос о произвольном создании пола, об омоложении. Я уверен, что наступит момент, когда наука станет так могущественна, что в состоянии будет воссоздать погибший организм. Я уверен, что настанет момент, когда по элементам жизни человека можно будет восстановить физически человека». Как современно это звучит!
И все-таки первоначально, наверное, только Красин собирался сохранить тело Ленина навсегда. Другие считали, что это временный проект.
Сергей АЛДОНИН