Шульган-Таша: загадочная пещера на Урале и архитектурный памятник мирового значения
Одна из самых известных природных достопримечательностей Южного Урала была признана архитектурным памятником мирового значения, после того как в ней открыли наскальные рисунки времен палеолита.
Славная и набольшая
Как ни странно, но впервые пещеру описал в своих трудах вовсе не ученый, а чиновник Петр Иванович Рычков. В 1760 году по поручению Оренбургской канцелярии сановник объезжал башкирские волости «для некоторого ознакомления».
7 января, «побуждаемый любопытством», невзирая на метель и бездорожье, Рычков отправился в пещеру. Там государственный муж пробыл всего 3 часа, но за столь короткое время успел сделать немало. Прошел и внимательно осмотрел весь первый ярус до самого Северного тупика, обнаружил человеческий череп, зафиксировал на бумаге расположение подземных залов, гротов, галерей и натечных образований.
И в марте того же года в одном из отечественных научных журналов он опубликовал «Описание пещеры, находящейся в Оренбургской губернии при реке Белой, которая из всех пещер, в Башкирии находящихся, за славную и наибольшую почитается».
Рычков высказал предположение о рукотворном происхождении пещеры. По его мнению, местное население строило подземные «палаты», с тем чтобы прятаться в них от правительственных войск во время смуты и волнений. Действительно, башкиры часто искали укрытие в пещерах, уходили туда целыми деревнями, жили там по году и больше. Но со временем стало ясно, что гипотеза Петра Ивановича не соответствует действительности.
Продолжение следует
Пещера медленно открывала свои тайны. Серьезную работу по ее изучению предпринял в 1896 году член Российского географического общества Ф. П. Симон.
Федор Павлович впервые составил карту первого яруса и попытался объяснить название пещеры от «капообразных наплывков по стенам, придающих ей особенную прелесть». Ему, как и Рычкову, повезло найти в недрах пещеры еще один человеческий череп, впоследствии переданный в Оренбургский краеведческий музей.
Освоение Шульган-Таша продолжилось также и при советской власти. Геолог Г. В. Вахрушев посетил пещеру в 1923 году и дал описание всех ее «этажей». Он впервые высказал мысль о карстовой природе этого феномена. Георгий Васильевич обнаружил деревянные доски с вырезанными на них фигурками. На двух досках были запечатлены рыбы, на одной — пятиконечная звезда, еще несколько досок изображали геометрические фигуры.
Открытие Вахрушева стало новой вехой в изучении пещеры, однако ученые не могли ответить на вопросы, что это за художества, кому они принадлежат и как попали в подземелье? (Позже подобную доску, изображающую шестиугольник, посчастливилось отыскать в 2001 году спелеологу Ю. С. Ляхницкому.)
Звездный час для пещеры пробил в 1959 году, когда биолог А. В. Рюмин обнаружил в ней настенные росписи. Открытие произвело эффект разорвавшейся бомбы: оказалось, что эти рисунки появились еще во времена палеолита. Самые древние из них были сделаны 36 400 лет назад.
Что вижу, то пою
Художников Каповой пещеры можно смело называть мастерами кисти. Мамонты, бизоны, лошади, носороги, кабаны, хижины, различные геометрические фигуры… Все изображения выполнены в весьма реалистичной манере.
Древние Рублевы и Рубенсы не были лишены поэтического дара: носорог с толстым брюхом боевито выставил вперед кривой рог и выгнул спину, явно готовясь отразить нападение противника. Лошадь с взъерошенной гривой и печальной мордой будто впала в задумчивость. Излюбленное животное древнего живописца — мамонт. По крайней мере, рисунков этих вымерших животных в Шульган-Таше больше, чем изображений всех других зверей. Вот вслед за взрослым мамонтом бредет, понуро опустив хобот, маленький мамонтенок.
Согласитесь, это восхитительно: увидеть мир таким, каким его видел человек времен ледникового периода!
Настоящую сенсацию в научном мире вызвал обнаруженный в 2017 году рисунок верблюда. Как корабль пустыни «доплыл» до Уральских гор? Ученые склоняются к версии, что обитавший в пещере народ пришел из прикаспийских территорий, где водились эти горбатые животные. Это подтверждают и найденные во время раскопок украшения из раковин, которые древние люди принесли с собой со своей «малой родины».
Долгое время ученых будоражил вопрос: как древние рисовали в кромешной тьме? На стенах вообще нет копоти, значит, они не использовали факелы. Вопрос отпал сам собой, когда в Каповой пещере нашли жировую лампу.
Большинство рисунков выполнены в красном цвете: художники живописали красной охрой, которую получали из глины. Ученые даже обнаружили на дне пещеры сосуды из камня и глины с остатками краски. Впрочем, не отказывались «бытописатели» палеолита и от черной краски, которую добывали из угля. Поражают и размеры изображений — от 44 до 112 сантиметров! Столь масштабную настенную живопись мало где увидишь.
Дух подземелья
При дальнейшем изучении Шульган-Таша ученые нашли еще несколько человеческих черепов, но скелетов при них не было. Вероятно, черепа принадлежали особо почитаемым шаманам или вождям племени. Согласно своим верованиям, древние предпочитали хоронить скелеты отдельно.
Судя по всему, Капова пещера являлась для них священным местом, где они проводили различные обряды. Например, ритуал посвящения юношей в охотники или обряд вызывания духов. Кстати, есть мнение, что свое название пещера получила неспроста: слово «капище» как раз и обозначает храм.
У местных жителей пещера Шульган-Таш вызывала неподдельный ужас. Они старались обходить ее стороной. С другой стороны, согласно одной из легенд, в пещере обитал дух Урала — огромный всадник Батыр на крылатом коне Акбузате. Считалось, что тому, кто его хоть раз увидит, всю жизнь будет сопутствовать удача.
Еще одно поверье гласило, будто бы в Каповой пещере обитал некий подземный народ во главе с Дивом. Знатные рудокопы, они владели несметным количеством золота, и их кузнецы делали превосходное оружие. Башкиры верили: если как-то услужишь Диву, в благодарность всю жизнь горя знать не будешь.
Сохранить для потомков
Конечно, было бы странно думать, что столь уникальное место останется без внимания. Туристы и спелеологи-любители валом валили посмотреть на наскальную живопись Шульган-Таша. Слава не пошла пещере на пользу. Нашлись горе-посетители, пожелавшие украсить стены Шульган-Таша собственными каракулями или утащить на память сталактиты, сталагмиты, пещерный жемчуг и другие кальцитовые образования.
Не обошлось и без вандалов, бессовестно испортивших бесценную живопись. Ученые и просто неравнодушные граждане стали бить во все колокола, пока не добились того, что на входе в пещеру установили железную дверь и повесили замок.
Сейчас вход в Капову пещеру закрыт, а древнюю живопись можно увидеть лишь в виде копий в натуральную величину. Для большей сохранности рисунков к ним никого не пускают просто так. Территория Шульган-Таша объявлена заповедником, на кордоне круглосуточно стоит охрана, экскурсии проводятся в сопровождении специалистов.
Впрочем, и без того уникальный микроклимат пещеры нарушен, рисунки разрушаются, и неизвестно, смогут ли наши потомки насладиться шедеврами древних художников.
Юлия Агафонова