Мог одолжить жену другу: как отразились на браке религиозные догмы
Внутри каждой конфессии установились свои представления о супружеских отношениях.
«Гарем», картина Джона Фредерика Льюиса
Менялись времена, жизненные условия, нравы. Все больший вес приобретали религиозные догмы, что, естественно, отражалось и на браке. Внутри каждой конфессии установились свои представления о супружеских отношениях, об идеальной модели семьи.
Так, в зороастрийской традиции мужчина мог иметь столько жен, сколько был в состоянии прокормить. Точнее, обеспечить всем необходимым — от пищи до нарядов и украшений. Если по тем или иным причинам жена его не устраивала, достаточно было прилюдно сообщить ей об этом — и брак считался расторгнутым.
Однако мужчина продолжал заботиться о своих детях и содержать бывшую супругу до тех пор, пока она снова не выйдет замуж. И только если развод произошел из-за неверности жены, муж не брал на себя никаких обязательств. Женщина тоже имела право расторгнуть брак, но лишь в том случае, когда могла доказать, что ее благоверный не выполняет супружеский долг — не обеспечивает ее материально или избегает интимных отношений.
Жена, козы, лук, меч: как выглядел список имущества среднестатистического мужчины
Похожая ситуация сложилась в исламе. С одним важным но: мусульманская женщина считалась абсолютно бесправным существом. Супруг был ее хозяином и господином, мог одолжить жену для интимных и других нужд другу, гостю, соседу. Этот обычай до сих пор сохранился у некоторых народов.
В христианстве закрепилась моногамия, ведь для христиан семья — прежде всего духовный союз. Более того, супружеские узы считались священными, и, чтобы расторгнуть церковный брак, были необходимы очень веские причины. «Быть вместе в горе и в радости, пока смерть не разлучит нас» — однажды дав перед алтарем такое обещание, многие супруги продолжали жить одной семьей лишь из страха гнева Господня.
Казалось бы, в России церковные традиции усердно искореняли, за 70 лет советской власти выросло несколько поколений убежденных атеистов. Да и браки стали заключать не в божьих храмах, а в загсах и сельсоветах. И все равно до недавних пор на развод решались немногие, даже если муж — законченный лентяй и пьяница или жена меняет любовников как перчатки.
Вот и получается: человек утратил веру, но продолжает следовать традициям предков, зачастую неосознанно и против своей воли.
Светлана Анненская