Имени вождя. Кому и за какие заслуги давали Сталинские премии в СССР
К своему 60-летию Иосиф Сталин не только получил немало подарков, но и придумал, как одаривать других. Самых талантливых, самых заслуженных, самых преданных интересам государства и ему самому. Так родились Сталинские премии.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ
60-летие Сталина отметили с размахом. И не успели отгреметь торжества, как в декабре 1939 года были учреждены стипендии его имени, а также премии — для деятелей науки и искусства. Через полтора месяца, 1 февраля 1940 года, увидело свет постановление об учреждении Сталинских премий и по литера-туре. Премиальный фонд формировался из личных средств товарища Сталина — главным образом из гонораров за издания его книг.
В чем политический смысл этого начинания? Конституция 1936 года утверждала, что социализм в СССР «в основном построен», и, значит, диктатура пролетариата — пройденный этап. Та же конституция провозглашала, что «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян». При этом в условиях индустриализации и культурной революции все важнее становилась роль интеллигенции. Одной из функций Сталинских премий и стало ее поощрение.
В те годы складывался широкий круг «знатных людей советской страны». Это стахановцы, челюскинцы, полярные летчики — маяки, на которые следовало равняться. Когда у народа есть герои, это сплачивает, укрепляет цивилизационную спайку. И теперь ученые, писатели, мастера искусств, архитекторы встраивались в парадное каре советских героев. Премиальный процесс охватывал все университеты страны, все научно-исследовательские институты, не говоря уж о творческих союзах и киностудиях. И конечно, закономерно, что в списках сталинских лауреатов мы видим немало ученых, работавших на оборону.
НЕ ТОЛЬКО СУММА ПРОПИСЬЮ
Было установлено денежное содержание премии: первая степень — 100 тыс. рублей, вторая — 50 тыс., третья — 25 тыс. Если премию получал дуэт соавторов — сумму делили поровну. Если соавторов было трое — половину суммы получал руководитель, а вторая половина делилась пополам между другими членами коллектива. В годы войны сумму пришлось повысить (инфляция!) в два раза — правда, почти все лауреаты передавали свои премии в Фонд обороны.
Что можно было купить на Сталинскую премию? Судите сами: эмка — первый советский массовый автомобиль — стоила в 1940 году 8–9 тыс. рублей.
Кстати, если лауреат предпочитал общественный транспорт, он имел право пользоваться им бесплатно. Сшить в ателье модное пальто из дорогого коверкота или драпа в предвоенные годы можно было за 350–400 рублей. Но лауреатство — это не только «сумма прописью»: писатель получал право на внеочередное переиздание своих книг, художник — на персональную выставку, ученый — на престижные госзаказы.
ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ
Как правило, Сталинскую премию давали за актуальные достижения, а не за «многолетние заслуги». Лауреатами были в основном действующие специалисты в расцвете сил. Но для дебюта сделали исключение: решили отметить выдающиеся книги, фильмы и научные изобретения и труды примерно за последние 10 лет.
В марте 1941-го в газетах появилась информация о первых сталинских лауреатах: 222 диплома — лучшим из лучших! Наука, литература и искусство… Награждение превратилось в «выставку достижений» советской цивилизации. Тут и Петр Капица с работой «Турбодетандер для получения низких температур и его применение для ожижения воздуха», и братья Васильевы с фильмом «Чапаев», и Михаил Шолохов с романом «Тихий Дон», и Владимир Обручев с трехтомным трудом «Геология Сибири», и корифей кораблестроения Алексей Крылов с «Основаниями теории девиации компаса», и молодой Александр Твардовский с поэмой «Страна Муравия», и основоположник химической физики Николай Семенов с «Теорией цепных реакций»… Среди избранных — несколько будущих нобелевских лауреатов. А еще — балерина Галина Уланова, архитектор Алексей Щусев, оперный певец Иван Козловский, математик Андрей Колмогоров…
Список сталинских лауреатов впечатляет: перед нами во всей красе вырастает мощная плеяда ученых, писателей, музыкантов, архитекторов, актеров. Что их объединяет? Умение талантливо работать на результат по заказу эпохи, на благо державы.
В искусстве предпочтение отдавалось «живой классике», большому стилю. Разумеется, награды предназначались для лояльных художников — для тех, кто вписывался в дух времени. Имели место и некоторые издержки тех лет. В частности, это проявилось в трехкратном лауреатстве Трофима Лысенко — талантливого агронома, которого признали незаурядным ученым по политическим соображениям. Кроме того, из года в год из многих живописцев премировали именно авторов парадных картин, изображающих самого Сталина. Да и в литературных номинациях нередко (особенно в послевоенное время) награду получали пустоватые, но «идейно верные» книги. И все-таки тон задавали достижения высокой пробы.
ЛАУРЕАТЫ-РЕКОРДСМЕНЫ
Рекордсменом среди сталинских лауреатов стал выдающийся авиаконструктор Сергей Ильюшин, человек с идеальной советской биографией: крестьянский сын, член партии с 1918 года, участник Гражданской войны. И кроме того — блистательный инженер, создававший лучшие в мире самолеты. На его счету — семь Сталинских премий. Из числа писателей больше всех премий получил Константин Симонов, а из кинорежиссеров — Иван Пырьев и Юлий Райзман. Все они — шестикратные лауреаты.
Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович с 1930-х годов входят в круг самых исполняемых композиторов ХХ века. Они, снискавшие всемирную известность, тоже оказались среди самых титулованных сталинских лауреатов: первый был удостоен премии шесть раз, второй — пять. Случалось, этих композиторов подвергали строгой партийной критике, но все же ценили высоко. В СССР с 1930-х классическую музыку почитали чрезвычайно — наравне с авиацией. Из авиаконструкторов шестикратными лауреатами Сталинской премии стали Александр Яковлев и создатели МиГов — Артем Микоян и Михаил Гуревич.
ТЕАТР ОДНОГО АКТЕРА
Сталин в послевоенные годы нечасто появлялся на публике, а вот на заседаниях Комитета по премиям в области литературы и искусства он баловал писателей, композиторов, режиссеров и ученых неформальным общением. Шутил, подавал знаки, разбрасывал многозначительные намеки, по которым судили о грядущих изменениях идеологического климата в стране. Подробные записки о тех «вечерях» оставил Константин Симонов.
При обсуждении соискателей Сталин обыкновенно вел себя как патриархальный отец семейства, раздавая всем сестрам по серьгам. В 1947 году Вера Панова получила Сталинскую премию первой степени за повесть «Спутники» — о поезде милосердия, что вывозил с фронта раненых во время войны. Через год за роман «Кружилиха» ей присудили премию второй степени. А еще через 2 года, в 1950-м, на премию выдвинули ее повесть «Ясный берег». На очередном заседании писатели раскритиковали эту книгу, сочтя ее неудачной. Какая уж тут премия… Но вмешался Сталин: «Давайте дадим — третьей степени. Но передайте товарищу Пановой, что четвертой степени у нас нет».
Сталин прочитывал все без исключения произведения, выдвигавшиеся на премию, и официальную советскую литературу того времени знал досконально. Он говаривал: «Из женщин Панова — самая способная». А при обсуждении книги Мариэтты Шагинян «Путешествие по Советской Армении», к которой критики отнеслись скептически, улыбнулся: «Ну тогда сами и объясняйтесь с ней по этому вопросу. А то я ее боюсь». И Шагинян все-таки дали премию.
На одном из заседаний Сталин расхвалил роман Степана Злобина «Степан Разин». И тут раздался неумолимый голос Маленкова: «Нам сообщают, что во время пребывания в плену, в немецком концлагере, Злобин плохо себя вел, к нему есть серьезные претензии». Все присутствующие запомнили, как Сталин задумчиво вышагивал по залу, вслух повторяя один и тот же вопрос: «Простить… или не простить? Простить или не простить?» Наконец остановился: «Простить». Злобин получил премию первой степени, а вскоре выяснилось, что в плену он не проштрафился.
ОБРАЗЦОВЫЕ ИСТОРИКИ
Трижды в 1940-е годы лауреатом становился академик Евгений Тарле: в частности, премии первой степени был удостоен его капитальный труд «Крымская война» (постановление от 22 марта 1943 года). Не уступил Тарле по части доставшихся ему лавров академик Борис Греков: «Киевская Русь», «Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVI века», «Золотая Орда и ее падение» (написанная в соавторстве с Александром Якубовским) — премией была отмечена каждая из этих его работ. Греков и Тарле, пожалуй, в наибольшей степени соответствовали сталинским представлениям об образцовых историках: эрудированные, плодовитые, отдававшие дань конъюнктуре и умевшие сочетать исследовательскую работу с популяризаторством.
А в 1952 году триумфатором стал профессор МГУ Всеволод Авдиев, получивший Сталинскую премию первой степени за «Историю Древнего Востока» — книгу, которую штудировало несколько поколений историков. Классический учебник!
Два лауреатских значка носил Борис Рыбаков, к которому официальное признание пришло еще в ту пору, когда он был не академиком, а просто старшим научным сотрудником. В 1949-м была заслуженно отмечена его фундаментальная работа «Ремесло Древней Руси». Второй раз Рыбаков стал лауреатом в последний год существования премии. Большой коллектив авторов был тогда награжден за двухтомный научный труд «История культуры Древней Руси»: кроме Рыбакова, это археологи, историки Николай Воронин, Михаил Каргер и Петр Третьяков и филолог Дмитрий Лихачев — в будущем знаменитый академик.
БЕЗ ЗАВЕЩАНИЯ
Сталин, как истинный большевик, не задумывался о банковских вкладах и авторских правах. Завещания он не оставил. Бюджет Сталинских премий после его смерти испарился, и их больше не присуждали. Среди последних лауреатов — композитор Дмитрий Шостакович, получивший тогда премию в пятый раз, художник Павел Корин, удостоенный этой награды за мозаичные панно для станции Московского метрополитена «Комсомольская-кольцевая», и коллектив ансамбля народного танца под управлением Игоря Моисеева.
Ровно 10 раз вручались Сталинские премии — 10 премиальных сезонов за 13 лет. Они выполняли не только церемониальную роль в информационной политике: в массовом сознании закрепилась мысль о важности научной и творческой работы, а имена корифеев — ученых, литераторов, художников, музыкантов — стали общеизвестными. Достижения науки и культуры в России Х Х века — предмет национальной гордости. Этот феномен не состоялся бы, если бы у нас не умели пропагандировать успехи на творческом поприще.
Через несколько лет после смерти Сталина были учреждены Государственные премии. Их приравняли к Сталинским. Более того, сталинским лауреатам заменили значки: на новых не было изображения вождя. И в энциклопедиях сталинских лауреатов стали называть лауреатами Государственной премии. Правда, некоторые на обмен значков не согласились. Дорожили своими первоначальными наградами.
Аркадий КАРАПЕТЯН