15 августа 2023/ 23:01

«Едят, спят, размножаются, умирают»: что известно о племени, живущем в гамаках

Наталья Бирюкова   15 августа 2023/ 23:01

Путешественник Бабис Бизас поделился своими впечатлениями о странствиях.

Индейцы в гамаке на дереве

Счастье простоты бытия

В феврале 2023 года в стенах лектория Российского географического общества прошло очень необычное мероприятие.

Бабис Бизас, признанный «самым путешествующим человеком мира», специально прилетел из Непала в Москву, чтобы рассказать о последних аутентичных племенах Азии, Африки и Южной Америки, которые, обитая в глухих и труднодоступных уголках планеты, не поддаются влиянию цивилизации, всеми силами сохраняя свою самобытность.

Скажу несколько слов о Бабисе. Этот человек посетил все 195 суверенных стран мира, а также все непризнанные страны и территории. Кроме того, он побывал на Северном и Южном полюсах. Он автор потрясающих книг о путешествиях: «Россия от Крыма до Берингова пролива», «Географический путеводитель для путешественников»…

Воображение уже нарисовало вам мощного обветренного всеми ветрами планеты человека с горящими глазами, не так ли? А вот и нет! Это полноватый маленький пожилой мужчина, с лицом остроносым и постоянно выражающим добродушное любопытство. Этот вполне себе незаметный в любой толпе человек, по собственному его признанию, удивительным образом чувствует, что весь мир принадлежит ему.

Грандиозно, сказочно богат этот человек! Слушая его, я подумал о том, почему коллекционирование называют феноменом человеческой психики. Это ни разу не феномен! Это всего лишь страсть к накопительству и жажда богатства, принимающая у людей, в силу разных обстоятельств, различные формы.

Коллекционирование — это неуемная жажда познания. Бабис Бизас коллекционирует путешествия и свои впечатления, ясно понимая, что хрупкие миры, которые создают для себя разные народности на планете, слишком легко сломать. И как истинный ценитель, он никогда не сорвет цветок. Он будет любоваться им на расстоянии.

Посмотри в зеркало

О чем же получилась его лекция и почему я решил рассказать о ней? Бабис говорил об индийской народности — низшей касте индийского общества, которая одета в грязные тряпицы, завязываемые поверх плеч для защиты от зноя, и слоями прикрывающие их голову и тело нити разноцветных бус.

Он несколько раз подчеркнул: «У этих людей ничего нет. Они добывают скудное пропитание, а такую одежду носят всю свою жизнь». Они ни за что не хотят присоединиться к цивилизации, потому что это означало бы упорядочить свою жизнь согласно нормам цивилизации: вставать и утром идти на работу, завести одежду и ухаживать за ней, организовывать быт.

Их дни, с одной стороны, похожи один на другой, а с другой — они живут как сложится. И очень дорожат узами родного племени. Есть и такие, кто уходит в цивилизованную жизнь. Но тогда они обычно не возвращаются. А если возвращаются, то видят, что узы разорваны и они уже чужие в племени.

Или другое племя — индейцы. Этим повезло, они живут в джунглях Амазонии, их никто не сгонял с родной земли, отправляя в резервации. Минимализм их быта у современного человека вызывает оторопь. Из веток и листьев строится громадный навес.

Человек-дракон: у людей обнаружились несколько видов предков

Под этим навесом в метре друг от друга подвешены гамаки из тряпья. Один гамак — одна семья. Вся жизнь семейства, от рождения и до смерти, проходит в этих гамаках и на глазах у всех остальных членов племени. В гамаке едят, спят, размножаются, болеют, умирают.

Из имущества у них — набедренные повязки из листьев, которые по мере их засыхания меняются на новые, гамак и несколько примитивных орудий труда. Лодки для рыбалки общие. На рыбалку племя отправляется в полном составе, с детьми, но редко может похвастаться большим уловом.

Поэтому жители джунглей отличаются стройностью и почти полным отсутствием мышц. Когда проходит молодость, ткани их тела просто отвисают, как у старых слонов. Естественно, эту жизнь сопровождают грязь, песок и мухи.

Впрочем, по утверждению Бабиса, продолжительность жизни у них вполне нормальная — есть и 70-летние старики, и те, кому под 80. Основная планка естественного отбора преодолевается в детском возрасте: если ребенок выжил и прошел период полового созревания, значит, у него есть все шансы прожить долгую и насыщенную жизнь.

О, как любим мы потрясать своей бедностью, жаловаться на нее, ненавидеть отведенные нам ниши и условия жизни! А что бы мы делали, окажись наша семья в том самом гамаке под общим навесом?

Ну, конечно, если бы сразу не погибли от разнообразных и многочисленных инфекций… Кстати, Бабис упомянул о том, что эти племена прошли вакцинацию от основных заболеваний и потому их разрешается посещать.

А есть такие, живущие в самых труднодоступных местах, посещение которых запрещено законом, потому что прийти к ним означает их просто убить, ведь их иммунитет сформировался в принципиально иных условиях и организмы их не знакомы с большинством европейских болезней. Их может ждать смерть от любой, совершенно пустяковой инфекции, которых так много гуляет в цивилизованном обществе.

Что с нами не так?

Итак, давайте положим на одну чашу весов дикую индейскую семью, у которой есть юбки из листьев, примитивные ножи-копалки и грязный гамак под общим навесом, а на другую — среднестатистическую семью, скажем, россиян, в которой есть машина, дача, куча шмоток, забитый едой холодильник и постоянные сетования на то, что доступные развлечения приелись, а на новые не хватает денег.

Напрашивается вывод, что российская семья куда менее удовлетворена своей жизнью. Парадокс! Но мы не понимаем, что живем куда лучше 80% жителей Земли! Ну почему же, почему нам постоянно хочется еще большего?

Наверное, это очень древний инстинкт. Ученые доказали, что некоторые древние цивилизации погибли именно потому, что не имели запасов и не умели сохранять пищевые продукты впрок. Длительные засухи или сезоны дождей приводили к гибели целых племен.

Кто сегодня может быть уверен, что прямо завтра не случится стихийное бедствие, государственный переворот, неожиданная война и так далее? Вот мы и копим впрок. Но как ужасно, когда на одной стороне планеты люди погибают от голода, а на другой — выбрасывают тоннами испорченные продукты, приобретенные просто из жадности.

А еще один фактор, заставляющий людей постоянно хотеть иметь больше, —это тщеславие. Вы, конечно, замечали, как по-разному относятся к человеку, если он ухожен, модно и дорого одет или же имеет вид понурый и непрезентабельный?

Индейцы на дереве

Чтобы жить в обществе и быть успешным, человеку приходится не отставать от моды, следить за внешним видом, некоторые покупки делать исключительно для того, чтобы продемонстрировать свой статус. Наше общество негласно тоже поделено на касты.

Сколько мы знаем фильмов и книг о том, как совершается переход из одной касты в другую! И каждый такой переход начинается с обретения соответствующего внешнего вида. Так что тщеславие — это не пустой звук. На нем выстроены основные законы человеческого взаимодействия.

Интересно, что у дикарей, обвешанных бусами вместо одежды и не имеющих другой собственности, кроме юбки из травы и грязного гамака, тоже есть тщеславие. Удачливые охотники увешивают стену навеса черепами убитых и съеденных ими обезьян.

Первые в племени добавляют к обычным своим украшениям яркие перышки или обрывки шкур, подчеркивая таким образом свой статус. Тут развитое цивилизованное общество и община дикарей не сильно отличаются друг от друга.

Сделайте мне больно!

Еще один интересный момент удалось мне разглядеть во время лекции Бабиса Бизаса. Во многих племенах, о которых он говорил, практикуются членовредительские практики. Так, например, племя, прозванное европейцами «женщины-ягуары», протыкает дырочки себе в носу, в губах и щеках и вставляет туда тонкие палочки так, что получаются как будто усы животных.

Индийское племя разрезает нос и во внешнюю часть ноздрей вставляет округлые деревянные пластины. Это делает людей похожими на кабанов. В африканском племени практикуется украшение тел келоидными рубцами.

В раннем детстве на теле человека вырезаются и выжигаются причудливые фигуры, иногда узоры. Это делается не раз, и не два, а до тех пор, пока не образуется выступающий рубец нужной формы.

О татуировках даже не говорю! У многих племен все лица покрыты татуировками. Разве они не видят того, что уродуют себя? Такого просто не может быть. И тем не менее они из поколения в поколение продолжают свои жутковатые традиции! Ничего вам это не напоминает?

Когда мы узнаем о жизни не желающих подчиняться цивилизации племен, мы как бы заглядываем в детство человечества. И открываем многое в себе. И быть может, чувствуем свое родство с природой острее.

А странные люди — странники, вроде Бабиса Бизаса, — снова и снова отправляются в дальние уголки планеты, чтобы увидеть, а потом рассказать нам о «дикарях» или о нас самих. И многих это заставляет задуматься.

Материал подготовил Андрей Деев,
путешественник,
член Русского географического общества

Рекомендуем почитать на Day.ru:
Не Анапой и Геленджиком едины: озвучены побережья для отдыха, где нет толп

Подробнее

Источник: Журнал «Оракул» / Фото: Нейросеть Midjourney