Большие бедки: почему подростки не в силах оценить опасность вредных привычек
Многие несовершеннолетние губят здоровье несмотря на предупреждения Минздрава.
Как уберечь подростка от вредных привычек
Увы, эта старая пословица не теряет актуальности. В том числе когда дело касается вредных привычек. Несмотря на страшные картинки на пачках сигарет и предупреждения Минздрава. Несмотря на запрет продажи табака* и алкоголя* несовершеннолетним. Несмотря на обилие бесплатных спортивных площадок и пропаганду здорового образа жизни. Что же делать, как быть? С этим вопросом мы обратились к семейному психологу, психотерапевту
— Дмитрий, прежде всего, хотелось бы разобраться, откуда у ребят из благополучных семей берутся вредные пристрастия?
— А это как посмотреть: благополучная семья или только со стороны такой кажется! Если родители работают, причем не дворниками, многого достигли, то к своим отпрыскам они чаще всего относятся излишне требовательно. Я, дескать, вот на какую вершину взобрался, а ты чего сидишь перед компьютером, в игрушки играешь? И взашей его или ее: по кружкам, секциям, студиям, репетиторам. Чтобы не стыдно было людям в глаза смотреть.
Возможен иной поворот сюжета. Мама и папа настолько «упахиваются», что им уже не до задушевных разговоров с подрастающим чадом. Сыт, здоров, одет-обут, более или менее прилично учится… Вот и славно. И в том и в другом случае ребенок, особенно вошедший в тинейджерский возраст, когда все воспринимается обостренно, чувствует себя пешкой, малозначащей фигурой во «взрослой» жизни. Отсюда скрытая агрессия, тревога или желание выразить себя, привлечь внимание.
— Конечно, когда родители что-то замечают, они начинают бить тревогу, таскать ребенка по врачам. То есть получается, что внимание-то он или она привлекли, но вряд ли такое, о котором мечтали…
— Ну, во-первых, так далеко подросток не заглядывает, большинство из них живут сегодняшним, максимум послезавтрашним днем. А еще мы не сказали об одной важнейшей особенности алкоголя*, табака*, наркотика* (даже легкого). Все эти вещества очень быстро вводят молодое существо в состояние легкого транса, когда мысли, терзающие душу, отступают.
Это и становится спусковым крючком! Закури*, глотни чего-то с градусом*, затянись сигареткой*, «заряженной» наркотой*, — и полегчает. Сразу, мгновенно. Увы, зависимость формируется куда быстрее, чем мы думаем.
Топ-5 идей подарка подростку на Новый год
— Позвольте, Дмитрий, стоит ли переоценивать силу легкого трансового состояния? Гипнологи доказали, что подобные состояния для человека естественны; более того, мы каждые два часа погружаемся в легкий транс. Это знакомо каждому: то в метро, то на скучном совещании, то составляя отчет вдруг ощущаешь, что только что словно уплыл на несколько минут. И ничего. Встряхнул головой — и вернулся в здесь и сейчас.
— Абсолютно верно: это срабатывают защитные механизмы психики. Если человек «перегружен», он автоматически на минуту-другую выключается из реальности. Мозгу хватает такой краткой передышки, чтобы провести «перезагрузку», восстановиться. Чем человек младше, тем чаще ему требуются подобные «перезагрузки», тем острее потребность время от времени «уходить в транс».
Кстати, обычно именно поэтому многие малыши ногти грызут — совершенно медитативное состояние. Все мысли улетучиваются, обиды и проблемы забываются… Чаще всего родители с криками запрещают, мажут ноготки ребенку чем-то горьким. Что ж, он перестанет грызть ногти, но либо дело закончится депрессией, либо он найдет иной ход в транс.
— Алкоголь*, сигареты*, наркотики*?
— Увы, чаще всего, именно так. Ведь мало кому приходит в голову, чтобы избежать депрессии, учиться медитации, отправляться на курсы йоги. Но просто запретить ничего нельзя — ни взрослому, ни подростку. Если мы хотим достичь стойкого результата, требуется найти замену. То, что позволит человеку преодолевать усталость, «перезагружаться» без вреда для здоровья.
— Ну, с потребностью в «перезагрузке» понятно. Однако совсем не всем ребятам она требуется настолько остро. Тем не менее за каждым углом в школьном дворе стайка подростков дымит*. Вряд ли ради достижения легкого транса: выпендриваются друг перед другом, хотят казаться старше. И на вред, который они себе наносят, наплевать…
— Я уже упоминал: подростки еще не умеют прогнозировать будущее, угроза заболеть «когда-то потом» для них — пустой звук. А вот оказаться своим в крутой компании, где у каждого в кармане пачка сигарет*, это реальная потребность. Показать свою крутизну, независимость от взрослых с их мнением и скучными нотациями, жить своей жизнью, жизнью своей стаи.
— Какой же выход?
— Если маме и отцу удалось сохранить с подросшим чадом доверительные отношения, помогут разговоры. Не окрики, не запреты, а серьезные беседы. Расспросите, зачем он (она) курит*, что это дает, что будет, если ребенок откажется от курения*? За компанию курят* и пьют* личности ведомые. Возможно, вы найдете какую-то секцию, подростковое сообщество, куда ваше чадо пойдет с радостью, и там окажутся иные ценности: здоровый образ жизни и так далее.
Не думайте, что таких сообществ нет — есть, и немало. Есть целые группы ребят, борющихся с наркотиками*. Живое, полезное дело, новая компания, где не приняты ни алкоголь*, ни сигареты*. Посмотрите в соцсетях — точно найдете. И найдете «адреса и явки».
— Это, конечно, неплохо, но кто даст гарантию, что группа по тем или иным причинам не распадется и бывший курильщик* не окажется в старой компании?
— Гарантий, разумеется, никаких, дело в другом. Ведомый — не диагноз. Это человек с заниженной самооценкой. Конечно, лучше всего, чтобы с проблемой поработал грамотный психолог. Но если такой возможности нет, пробуйте сами. Тут главное — найти, в чем ваш сын или дочь лучше всех, и всячески поощрять малейшие успехи. Создайте для него такой островок успешности. Не жалея сил, хвалите и восхищайтесь — через какое-то время «островок» превратится в материк.
А что касается поиска некурящей и непьющей компании — совет остается в силе. Распалась одна группировка — найдется другая. Лишь бы человечек не оставался одиноким, не ощущал себя белой вороной.
— Допустим, у парня золотые руки или девочка неплохо рисует. Нельзя же взять 14–15-летнего ребенка и под конвоем отвести в соответствующую студию.
— Конечно, нет, мотивируйте. Расхваливайте выбранную студию, восторгайтесь способностями своего чада. Он должен считать, что принял решение сам. Так и самооценка вырастет (вот она, вожделенная взрослость!), и подходящая компания сыщется, и потребность в искусственном трансе отпадет. Занимаясь любимым делом, человек уходит в работу целиком — чем не транс? Да еще какой полноценный.
— А если ребенок упрется: нравится мне курить*, потому и курю*. И с алкоголем* то же самое. Мое, мол, здоровье, что хочу, то ворочу?
— Нравится пить* и курить*? Тревожный сигнал: у подростка серьезные неврозы, которые он снимает с помощью сигареты и алкоголя. В таком случае я не стал бы заниматься самодеятельностью, а совершенно точно пригласил невропатолога, проверил состояние психики, постарался бы подобрать транквилизаторы. Разумеется, на фоне психотерапии.
А когда курс будет пройден, постарайтесь насытить ребенка до макушки позитивной энергией, яркими впечатлениями. Берите отпуск — и вперед. Горные восхождения, езда на скутере, дайвинг и так далее. Есть риск? Конечно. Но, во-первых, куда меньший, чем риск, что ваше чадо превратится в человека с тяжелыми зависимостями, а во-вторых, именно риска, драйва и не хватает им, взрослеющим мальчикам и девочкам с сигаретами* в зубах и банкой пива* в загашнике.
* Внимание! Употребление наркотиков опасно для жизни и здоровья! Информируем об этом в соответствии с законом о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью.