«Планета обезьян»: как оскароносный дизайнер костюмов оказался связан с йети
Споры о том, существуют ли снежный человек ведутся по сей день.
Существует ли снежный человек
В Гималаях его называют «йети», в США — «бигфут», в Канаде — «сасквоч», в России — попросту «снежный человек». История поисков этого существа интриговала население планеты на протяжении второй половины XX века. Да и сегодня еще остаются упорные упрямцы, надеющиеся поймать йети или хотя бы раздобыть неопровержимые доказательства его реальности. Но существовал ли он хоть когда-нибудь?
Гималайский демон
В середине XX века слухи о существовании мифической человекообразной обезьяны — прямоходящей, очень крупной и не боящейся холода — наиболее часто доносились из трех частей света: Гималаев, Северной Америки и СССР. А вообще легенды о диких людях, с ног до головы покрытых шерстью, издавна бытовали у самых разных малых народов. В Европу эти сомнительные свидетельства пришли еще в XIX веке — поначалу именно с Гималаев.
Так, в 1832 году британский резидент при короле Непала Ходжсон передал соотечественникам рассказы непальских туземцев о некоем диком волосатом человеке, которого они называли «ракшас» (на санскрите — «демон»). Сам Ходжсон полагал, что речь шла всего лишь об орангутанге.
В 1889 году британский майор Уэдделл поведал миру об очень крупных следах, увиденных им в Гималаях на высоте 5 700 метров. Проводниками майора были шерпы, которые с суеверным страхом говорили о том, что эти следы оставил йети — на их языке это значит «существо, живущее в каменистой местности». Так это слово впервые стало известно белому миру.
А 1921-й подарил нам еще более красочное определение, нынче известное всем. В том году подполковник Говард-Бери разведывал подходы к Эвересту. На высоте 6 500 метров он наткнулся на цепочку отпечатков почти человеческих ступней. Носильщики подполковника пояснили, что следы оставил метч-канг-ми — в переводе «отвратительный снежный человек».
«Жди беды!»: Эльбрусская Дева никого не щадит
Десятилетие йети
В 1951 году следы снежного человека были сфотографированы альпинистами Эриком Шиптоном и Майклом Уордом на границе Непала и Тибета. Отпечатки лап длиной 32 сантиметра производили такое впечатление, что их могло оставить только человекообразное существо. В 1954 году другая экспедиция побывала в непальской деревне Кумджунг. В местном монастыре путешественники сфотографировали так называемые скальпы йети. Туземцы — все те же шерпы — уверяли, что скальпам несколько сотен лет.
К этому времени мировая сенсация о снежном человеке завладела умами и советских граждан, включая даже некоторых крупных ученых. В 1958 году была создана Комиссия Академии наук СССР по изучению вопроса о снежном человеке. Изучать вопрос собирались в Памире — таджикском аналоге Гималаев. Памирцы постоянно рассказывали заезжим исследователям о своих встречах с диким человеком, которого они называли «галуб-яван».
Научную экспедицию 1958 года в эти места возглавил директор Памирской станции Академии наук Таджикистана Кирилл Станюкович. Составленный по итогам экспедиции отчет гласил, что экологические условия Памира неблагоприятны для существования крупного примата и что «галуб-явана», безусловно, следует считать не более чем персонажем местного фольклора.
Альпинисты против снежного человека
А ситуация в Гималаях прояснилась только в 1961 году, когда на поиски йети туда отправились два крупнейших профессионала — покоритель Эвереста Эдмунд Хиллари и знаток Непала Десмонд Дойг. Шерпы по обыкновению показали иностранцам следы йети, но те очень быстро сообразили, что к чему.
«Для нас, увы, было очевидно, что это следы небольшого четвероногого существа, — рассказывали Хиллари и Дойг. — Необычайно жгучее солнце словно подтверждало легенду о существовании йети — под его лучами маленькие следы сливались, образуя несравненно большие, чем первоначальные».
Исследователи пришли к выводу, что увиденные ими отпечатки лап принадлежали всего лишь… лисице. А посмотрев на скальпы йети в Кумджунге, Хиллари и Дойг заподозрили, что те были изготовлены из шкуры горного козла — серау. Ламы монастыря согласились одолжить иностранцам один скальп. Анализ артефакта в европейских лабораториях подтвердил предположение путешественников: возраст «скальпа» действительно насчитывал 200–300 лет, но это была подделка из козлиной шкуры.
Все эти выводы не умерили пыл охотников на гималайского снежного человека — в последующие десятилетия их число лишь возросло. В 1970-е годы феноменом йети заинтересовался знаменитый альпинист Райнхольд Месснер. После долгих поисков он пришел к выводу, что за снежного человека чаще всего принимают всем известного хищника: «Йети — сумма фантазий и стоящей за ними зоологической реальности, а реальность эта — тибетский медведь».
Когда этот зверь идет по снегу, он ставит заднюю ногу в след передней, а у наблюдателя потом возникает иллюзия, что цепь следов оставлена двуногим существом.
Река блефа
Самой насыщенной (и вместе с тем самой потешной) историей «наблюдений» йети могут похвастаться Соединенные Штаты, где нашего героя предпочитают называть «бигфут». В октябре 1958 года газета маленького городка Юрика в штате Калифорния рассказала о том, что пресловутый бигфут часто наведывается на местную реку Блафф-Крик, где в последнее время постоянно находят его следы.
Эта новость быстро разлетелась по свету — и название Блафф-Крик стало знаменитым. Любопытно, что сам этот топоним как будто изначально намекал на суть сенсации (bluff — в переводе «блеф»). Бигфут появился на берегу реки именно тогда, когда там вела строительство компания бизнесмена Рэя Уоллеса. Началось все с того, что местные жители повадились сливать ночами бензин из грузовика этого Уоллеса.
Тогда он изготовил деревянные подошвы и стал ходить в них по ночам возле машин, надеясь, что слухи о загадочном существе отпугнут охотников до дармового топлива. А результатом стала всеамериканская охота на бигфута, растянувшаяся на десятилетия. С тех самых пор это существо «появилось» в каждом из штатов, за исключением Гавайев.
В главной роли бигфут
В 1966 году один из самых прытких ловцов бигфута Роджер Паттерсон написал книгу «Существует ли в Америке снежный человек?». На поставленный им самим вопрос автор, конечно, отвечал утвердительно.
А уже 20 октября 1967 года Паттерсон заснял пресловутого бигфута на 16-миллиметровую кинокамеру. Съемка происходила в окрестностях все той же Блафф-Крик. Героиней короткого фильма стала самка бигфута с мощным телосложением, гребнем на голове и выдающимися грудными железами, покрытыми шерстью. Длина ее шага составляла примерно метр, а длина отпечатка ноги — 36 сантиметров.
Сняв сенсационный фильм, ловкач Паттерсон немедленно обратился к прессе. Авторитетный журнал «Лайф» проконсультировался с зоологами и не стал печатать статью по поводу фильма. Однако менее щепетильные СМИ подхватили сенсацию и опять-таки разнесли ее по всему свету.
Эксперты же сразу выявили в фильме массу несуразностей. Скажем, высокий гребень на голове, позаимствованный бигфутом Паттерсона у горилл и орангутангов, нужен последним для того, чтобы поддерживать мощные мускулы челюстей, пережевывающих обильную растительную пищу. Для ее переваривания необходим обширный кишечник, поэтому гориллы и орангутанги имеют большое отвислое брюхо. А бигфут на пленке Паттерсона на удивление стройный.
Такая же нелепость — груди, покрытые шерстью. Даже у самых лохматых млекопитающих грудные железы имеют настолько короткий волосяной покров, что кажутся голыми. Приматолог Вильям Монтанья высказался о фильме так:
«Попросту говоря, Паттерсон с друзьями организовали подделку. Походка, вертикальное тело, широкие взмахи рук свидетельствуют о том, что их снежный человек был высоким мужчиной в плохо сделанном костюме обезьяны».
Костюм, однако, при всей его нелепости был сделан не так уж плохо. Считается, что его изготовил по заказу Паттерсона голливудский дизайнер костюмов Джон Чемберс, лауреат «Оскара» за фантастический фильм «Планета обезьян», снятый в том же 1967 году.
Евгений Новицкий