Пение ангелов и зловещий холод: почему разбившийся борт 401 назвали призрачным
Авиалайнер «Тристар» следовал по маршруту Нью-Йорк — Майами.
Какие паранормальные явления последовали после авиакатастрофы рейса 401
29 декабря 1972 года в районе заповедника Эверглейдс, неподалеку от аэропорта Майами, потерпел крушение авиалайнер «Тристар», выполнявший рейс № 401 по маршруту Нью-Йорк — Майами. Эта трагедия унесла жизни 88 человек. Печально…
С другой стороны, сколько их разбивается, этих самолетов? От участи просто пополнить удручающую статистику, а заодно и от забвения «Тристар» избавили странные события, последовавшие за гибелью лайнера.
Роковые случайности
За 10 минут до трагедии командир экипажа 55-летний Боб Лофт запросил разрешение на посадку и, когда диспетчер дал добро, приказал выпустить шасси. Но аварийная лампочка сигнализировала о том, что передняя опора заблокирована. Был предпринят аварийный выпуск шасси, но лампочка на приборах по-прежнему не светилась.
Лофт, связавшись по рации с диспетчерами, сообщил, что самолет прекращает заход в аэропорт и уходит в зону ожидания. Позже выяснилось, что лампочка попросту перегорела. Удаляясь от взлетной полосы, летчики подняли машину на высоту 2 000 футов (6562 м) и направили ее в горизонтальный полет.
И пока они занимались шасси, включили автопилот, чтобы тот следил за сохранением высоты. Бортинженер Дональд Рипо по приказу командира отправился в приборный отсек, чтобы через иллюминатор посмотреть на состояние шасси.
Лофт и второй пилот Альберт Стокстилл обсуждали между собой стратегию посадки лайнера и не смотрели на приборы. Поэтому они не увидели, что автопилот отключился. Как потом предположили следователи, кто-то из пилотов случайно задел тумблер отключения.
Экипаж не заметил отключения автопилота еще и потому, что самолет снижался настолько плавно, что потеря высоты практически не ощущалась. Летчики были заняты своими делами и не обратили внимания и на сигнал альтиметра. И только когда подошло время развернуть самолет, Стокстилл взглянул на приборы. Но было слишком поздно.
Магнитофонная запись сохранила последний разговор второго пилота и командира:
— Мы все еще держимся на высоте 2 000 футов?
— Эй! Что происходит?!
Катастрофа
Похоже, Стокстилл успел дернуть штурвал на себя, но лайнер уже его не послушался. На скорости около 370 км/ч «Тристар» рухнул в болото Эверглейдс. Огромная тяжелая машина от удара развалилась на куски. Сила инерции еще тащила самолет по земле какое-то время. Затем на несколько секунд все стихло.
Люди, оставшиеся в живых, видно, не сразу осознали весь этот кошмар. А следом тишину наполнили крики, стоны, призывы о помощи. И вдруг чуть в стороне послышалось пение, будто бы ангельское. Оказалось, это стюардессы запели церковную рождественскую песню, чтобы поддержать пассажиров и собрать их вместе.
Ко всем бедам добавилась еще одна — горящее топливо разлилось по болоту. К счастью, до пожара не дошло. Помощь пришла неожиданно — в виде странной машины, напоминающей лодку с пропеллером на корме.
Амфибией эйрбоат, предназначенной для продвижения по болотистой местности, управляли двое рыбаков. Они видели, как падал самолет, и поспешили на выручку.
Один из них, Роберт Маркиз, спасая людей, получил значительные ожоги, но на другой день продолжил помогать спасателям.Всего удалось спасти 77 человек, но двое из них умерли от ран: бортинженер Дон Рипо и командир Боб Лофт. Из экипажа в живых остался только бортмеханик, который в момент катастрофы находился в приборном отсеке.
Следствие установило, что решающую роль в трагедии сыграл человеческий фактор. Экипаж, решая проблему шасси, забыл об управлении самолетом, переложив ответ ственность на автопилот. Виноват был и диспетчер наземной службы, не заметивший снижение самолета.
С тех пор в авиации ввели правило — one head up («одна голова всегда поднята»): в любой ситуации хотя бы один член экипажа должен следить за приборами.
Пятница, 13-е: две авиакатастрофы, случившиеся в этот день
Бортинженер помогает
К моменту катастрофы «Тристар», принадлежавший компании «Истерн», был довольно новой машиной. Поэтому было решено использовать его запчасти, сохранившиеся при ударе о землю, на других самолетах. В частности, уцелевшее радиоэлектронное и кухонное оборудование борта 310 поставили на «Тристар» с бортовым номером 318.
И через какое-то время борт 318 облюбовали призраки. Стюардессы стали замечать Лофта и Рипо: они выглядывали из плит и шкафов и распространяли вокруг себя холод и сырость. Лофт, кроме того, заглядывал в кабину пилотов, но в контакт с людьми не вступал, в отличие от бывшего бортинженера.
Как-то рядом с одной из пассажирок присел мужчина в форме «Истерн». Выглядел он болезненно, поэтому сердобольная дама предложила ему помощь, но в ответ тот промолчал. Когда же пассажирка вызвала стюардессу, ее странный сосед растворился в воздухе. Позже он был опознан по фотографиям как Дональд Рипо.
В другой раз призрак Рипо явился к бортинженеру, чтобы сообщить: «Самолет проверен, все приборы работают нормально».
Однажды стюардесса, заметив неисправность одной из плит, вызвала бортинженера. Тот явился и все починил. А спустя несколько минут пришел другой бортинженер и поинтересовался, в чем проблема. Оказалось, все неисправности устранил Рипо, опять-таки узнанный по фото.
В начале 1974 года во время полета бортинженер предупредил командира о том, что электросеть неисправна. Проблему нашли и устранили. Только вот бортинженера экипажа в тот момент в кабине не было, а в его кресле сидел Дон Рипо. В другой раз Рипо предупредил экипаж об угрозе пожара, благодаря чему поломка двигателя была выявлена еще до полета.
Жизнь после жизни
Слухов и разговоров о встречах с призраками погибшего экипажа на лайнерах «Тристар» в какой-то момент стало слишком много. И в 1974 году президент «Истерн» Фрэнк Борман, спасая репутацию компании, пригрозил всем сотрудникам, распространяющим «этот мусор», увольнением.
В рамках этого грозного предупреждения все страницы бортжурналов, где описывались встречи с Рипо и Лофтом, были удалены. Кроме того, «Истерн» перестала использовать детали погибшего 310-го борта на других самолетах. Кстати, демонтаж и замена запчастей обошлись компании недешево, но, видно, игра стоила свеч.
По слухам, в ходе ремонтных работ медиумам удалось установить контакт с Рипо. Экстрасенсы якобы убедили бортинженера окончательно уйти в другой мир, ведь в этом его миссия уже была выполнена.
Дональд будто бы сопротивлялся, но в конце концов согласился и даже поблагодарил медиумов за помощь в принятии решения. Заодно он пообещал, что ни один «Тристар» не упадет на землю до 1980 года.
С тех пор никто больше не встречался с призраками рейса 401. А «Тристары» действительно летали без катастроф до 1980-го. Но потом везение кончилось. Только за 12 лет — с 1980 по 1992 год — в результате крушений этих самолетов погибли 450 человек. И кто знает, если бы призрак Рипо остался в этом мире, возможно, трагедий удалось бы избежать.
В 1976 году в свет вышла книга Джона Фуллера «Призрак рейса 401», на страницах которой автор заявил, будто компания «Истерн» пытается скрыть сам факт паранормальных явлений, происходящих на бортах ее самолетов. Руководство компании не стало подавать в суд на Фуллера, справедливо рассудив, что тем самым они только разрекламируют его опус.
А в 1977 году Роб и Сара Элдер написали «Крушение» — еще одну книгу, посвященную трагедии «Тристара». Год спустя по ней был снят фильм.
Искупить вину
Все, кто встречался с призраками Лофта и Рипо, отмечали: несмотря на то что от них веяло могильным холодом, они не выглядели зловеще. Бортинженер еще и оказывал техническую помощь.
Рипо навещал мир живых особенно часто, а значит, и на том свете его мучила совесть и душа не могла найти успокоения. Он всеми силами пытался искупить свою вину. Явившись однажды к пилоту сообщить о неисправной гидравлике, призрак добавил, что никогда не допустит, чтобы хотя бы один самолет разбился.
Дарья Зотова