07 Сентября / 13:07

#Юрий Никулин

Юрий Никулин. За что он грозился властям спустить… голодных тигров?

Наталья Петрова   07 Сентября / 13:07

В Кремле, в присутствии самого президента СССР!

Никулин
Поздно вечером раздался звонок:
– Юра, как тебе это удалось?! – кричал директор Большого Московского цирка на проспекте Вернадского Леонид Костюк (49).
– Рад, что получилось, – ответил клоун. – Надеюсь, больше к таким методам прибегать не придется.
За что Юрий Никулин грозился властям спустить… голодных тигров?
В Кремле, в присутствии президента СССР!

«Наше правительство непредсказуемо»

В конце 80-х в стране начался переход собственности от государства в частные руки. Это потом станет ясно, что такой способ ведения хозяйства многим не под силу и что без льгот и дотаций из бюджета не обойтись.Особенно – в сфере культуры. И первыми это поняли руководители московских цирков.
– Ситуация была тупиковая. Отказали в закупке корма для животных, в частности мяса, по минимальной госцене, – вспоминала Татьяна Никулина (†84). – Зверей посадили на голодный паек! И тут Михаил Горбачев как раз решил устроить собрание интеллигенции. Среди приглашенных был и мой Юра. И когда подошла его очередь, высказал всё!
Это случилось в ноябре 1990 года на Московском съезде деятелей культуры. Выйдя на трибуну, Юрий Никулин (68) сразу съязвил:
– Говорю теперь не от имени цирка на Цветном бульваре, а от имени цирка на центральном рынке! А ведь два месяца назад, когда переходили на хозрасчет, я был в эйфории! Но сказал Михаилу Сергеевичу: «И все же волнуюсь, ведь наше правительство непредсказуемо, что-нибудь придумает, и нам будет не так уж хорошо, как мы думаем». Ну, и точно! Хотя сначала казалось, все отлично. Мы прибавили зарплату людям. Все так радовались! И тут – на тебе!
Циркам объявили, что с них, как и со всех организаций, ежемесячно будет удерживаться налог в размере 35 процентов от прибыли. Но это были только цветочки.
Вскоре Никулину пришло письмо из Моссовета, что с 1 января 1991 года цирк обязан платить за аренду земли 600 000 рублей в год. Взбешенный народный артист СССР позвонил первому заму председателя Моссовета Сергею Станкевичу (36).
– Говорю ему: «Что ж вы второй раз берете за землю?» – «Как так?» – «Земля-то выкуплена нами еще в 1881 году! Основатель цирка Альберт Саламонский заплатил за нее 8 500 золотых рублей!» – продолжал Юрий Владимирович. – Станкевич затараторил: «Вся земля была национализирована в 17-м году, стала государственной! Мы имеем право брать за нее деньги!» Вот такой нам удар в подложечку! И теперь вместо подготовки к новогодней елке я считаю рубли! Мы всегда организовывали красивые празники для детей, шили чудесные костюмы. А сейчас посчитали их стоимость с учетом всех этих налогов, выплат и… В общем, шить будем из рогожки и картона!

«Мы завтра последние штаны продадим!»

Но это была не главная претензия к властям. И озвучил ее директор цирка на Цветном бульваре, поставив в пример… товарища Сталина (†73)!
– В 42-м, самом тяжелым военном году, правительство во главе с Иосифом Виссарионовичем приняло постановление в поддержку цирков, – вспомнил Никулин. – Для их сохранения и обеспечения бесперебойной работы. Помимо разных льгот в документе была указана необходимость предоставления питания цирковым зверям на уровне всех стандартов! Поскольку человек-то может работать полуголодным, а тигр… не пойдет! Кто-то говорит: «Вождь-то был полуграмотный!» А вот видите: сообразил! Ну, а нынче? Звонит у меня телефон. Беру трубку, а там вопль отчаяния! Кричит директор цирка на Вернадского Леонид Леонидович Костюк: «Юрий Владимирович, нам хана! Всё! Что, что мы будем делать?! Вчера постановление Моссовета вышло: не выдавать циркам еду, мяса, не кормить животных! Берите, говорят, где угодно продукты! На рынке вот! Это как, а?! По 25 рублей за килограмм мяса! (При госцене в магазине 2,5 рубля. Но там было шаром покати. – Прим. ред.). Да так мы уже завтра последние штаны продадим!»
В зале повисла тишина. Актер, клоун и директор обвел всех глазами, горько усмехнулся и объявил:
– И вот пока я ехал сюда, все размышлял. Сначала думал: «Уйду из компартии в знак протеста!» А потом решил: «Ну, уж нет. Я в нее вступал в 1942 году, для меня это было свято! Я верил и верю в это дело!» А что же тогда? «Голодовку, может, объявить? Нет, я не могу, уж очень люблю поесть. Тяжело. Не выдержу!» И вот до чего я додумался. Значит, так! Мясо в цирке на Цветном на сегодня есть. А вот у Костюка уже нет. А у него тигров больше! В общем, сегодня мы работаем. Ну и завтра еще. А вот послезавтра уже отменим представления. А на следующий день на наши цирковые машины погрузим клетки с плакатами, сядем и поедем к Моссовету с тиграми! И если будут применять силу для разгона… Откроем клетки!
И ушел под гром аплодисментов. Президент СССР Михаил Горбачев (59) вместе со всеми рассмеялся. И что же? Выступление возымело действие!
Налоги и оплату аренды, конечно, не отменили. А вот с «голодного пайка» четырехлапых артистов сняли. Вечером того же дня во все цирки завезли мясо и остальные продукты. И было решено, что государство по-прежнему будет отпускать корм для выступающих животных за минимальную цену.

Подробнее