Владимир Заманский: «Любил я жену сильно, но не остановил, когда задумала страшное»
Актер считает это своим самым большим грехом.
Возьмите, – Наташа Климова (23) протянула Владимиру Заманскому варежки. – Не отказывайтесь. Это от души. Они теплые.
Актер (35) взял и взглянул в серо-голубые глаза дарительницы. И с чего он решил, что они ледяные? Да в них небо отражается! Раннее осеннее, теплое. Студентка улыбнулась и ушла. А мужчина так и остался стоять как вкопанный. В его сердце бушевал огонь. В голове билась мысль: «Добьюсь!» И уже через полгода на предложение о замужестве Наташа ответила согласием. Влад, как все его звали, от счастья «воспарил под самые звезды».
Так бывает: люди встретились, ощутили притяжение, и оказалось, что это на всю жизнь, – объясняет Заманский. – Вместе мы уже 62 года! За это время все было… Любил я жену сильно, но не остановил, когда задумала страшное!
Даже жил на складе театра!
Володя приехал из Харькова в Москву в 28 лет и поступил в Школу-студию МХАТ. И, хотя был «слишком взрослым», студентки от него балдели – высокий, статный, с мужественными чертами лица, начитанный, талантливый! А какие глаза!
Синие! Словно горные озера, – улыбается Маргарита Володина (91). – Все девчонки в них тонули! А еще во Владе ощущалось благородство. Притягивал он как магнит. И выбрал этот красавец меня! Я училась на курс младше. Однажды завалила экзамен по зарубежной литературе. Володя предложил подготовить меня к пересдаче. И начались наши нежные отношения. Роман длился не один год, даже когда мы уже служили в «Современнике». Но постепенно сошел на нет.
Потому что в театр привели студентов Школы-студии МХАТ. И среди них была Наташа Климова. Блондинка с холодными глазами, аристократичным лицом и точеной фигурой. Говорили, что красавица недавно развелась с мужем Игорем после двух лет брака. Но всех ухажеров лишь окатывает презрительной улыбкой.
Девушку оставили в труппе. И Заманский понял, что влюбился. Но даже подходить к «этой принцессе» не желал. Не хотел стать очередным получившим от ворот поворот.
Не было у меня любви с первого взгляда, – смеется Наталья Ивановна (86). – Но был интерес. Затем пришло узнавание, следом симпатия. А уже она переросла в сильную любовь. Володю я почувствовала сердцем! Глубокий, чистый человек! Его звали совестью труппы.
Москвичка знала, что этот кременчужанин материально дать ничего не может. Даже жил на складе театра! Денег бедолаге хватало лишь на еду. Но сердцу не прикажешь.
Ну какие пеленки-распашонки?
Однажды Наташа увидела, как Владимир потирает с мороза руки. И подарила ему варежки. А Заманский понял, что «никакая она не ледышка», и наконец решился на ухаживания.
Мы стали встречаться, – продолжает актриса. – И очень быстро я захотела поселиться с Владом на складе.
Весной 1962 года подали заявление в загс. А через три недели узнали, что Наташа (24) беременна.
Я переходила на четвертый курс, на носу дипломный спектакль, – вздыхает Климова. – Ну какие пеленки-распашонки? И как жить с ребенком в театре? Мы думали: «Какие наши годы! Сейчас не время – столько работы! Главное – карьера!» И я, глупая, сделала аборт.
Актер считает это своим самым большим грехом. Мол, должен был отговорить жену!
А я, остолоп, отпустил на операцию, – объясняет Владимир Петрович (98). – Это все эгоизм! Думы только о себе, не о ребенке были! Да и не о жене! Горько и тяжко вспоминать…
Летом влюбленные поженились. И скоро оба стали много сниматься. А после выхода сказки «Снежная королева», где Наталья Климова сыграла главную роль, супругам дали двушку в центре Москвы. Казалось бы, живи и радуйся: работы много, денег тоже, жилье есть, да еще и любовь.
Но идиллии не было. Звезды ссорились. Во-первых, сильно ревновали друг друга. Во-вторых, не получалось с детьми. Наконец решили обратиться к врачам. А те огорошили:
У вас разные резус-факторы. Шанс забеременеть – один из тысячи. Но вы его упустили. Вряд ли будет второй.
Это был страшный удар. Супруги плакали, ругались, обвиняли друг друга. Вероятно, это разрушило бы брак. Но к тому времени Наталья начала свой путь к Богу.
«Спасение нашла в православии»
– Любовь у нас с Володенькой сильная, а тогда еще и страстная была, – делится старушка. – Но я страшно грешна! Мне нравилось флиртовать с мужчинами, любоваться собой на экране и гордиться: «Сколько соблазнов, но я не поддаюсь им! И знаю, что Володя мне тоже верен!» Помню, снималась с Евгением Евстигнеевым в фильме «Гиперболоид инженера Гарина» и принимала ухаживания. Достал меня так, что не знала, куда спрятаться! Пожаловалась мужу: «Пока ты мотаешься по съемкам, твои друзья – даже Женя! – пытаются затащить меня в постель!» Влад на это грустно ответил: «Разве это друзья?» В том разговоре мы прошли точку невозврата. Я вдруг стала ощущать всю гнусь, в которой живу. Весь этот разврат, пьянки-гулянки, самовлюбленность, гордыня… Спасение нашла в православии.
– И меня к Богу привела, – говорит Заманский. – Дала моей душе то, что ей было необходимо.
В 1975 году супруги крестились. А потом Климова заболела тяжелой формой туберкулеза. Лечилась пять лет, перенесла четыре операции. Из «Современника» актрису уволили. Но она… была рада:
Слава Богу! Отвел меня от греховной профессии!
В 81-м обвенчались. Наталья занялась домом. Когда у мужа случались свободные дни, ездили по святым местам. А в 98-м перебрались в Муром Владимирской области.
И сегодня сердце поет, начиная и заканчивая день молитвой, – улыбается народный артист РСФСР Заманский. – Мне много лет. И живу я благодаря лишь Наташе, ведь она моя душа. Как ее оставлю?
– А Володя моя, – ласкает мужа глазами Климова. – Нас не разорвать. Не могу представить, как останусь одна. Это ужас! Хотелось бы уйти вместе. Но как уж Господь решит. Там все равно мы соединимся. Это утешает.