29 Февраля / 18:12

#звезды

Вера Васильева: «Я всю жизнь любила женатого.. А своему мужу просто позволяла себя любить!»

   29 Февраля / 18:12

Женская судьба почти в столетие.

«Самая возрастная из ныне здравствующих и играющих актрис!» – этот гордый титул Вера Васильева успела поносить всего день. Раньше он был дарован другой нашей легенде – Юлии Борисовой. Помните ее Настасью Филипповну в «Идиоте» Пырьева?

Режиссер долго не мог найти актрису на роль роковой красавицы. И в последний миг решил снимать молодую приму Вахтанговского театра – Борисову! Так она стала звездой не только театра, но и кино. Но экран Юлия не жаловала – ей были дороже театральные подмостки! На них она блистала до самого последнего вздоха. И на всех ее спектаклях в зале всегда сидела подруга – Вера Васильева.

Они восхищались друг другом! Берегли свою хрупкую дружбу. Ведь были ровесницами. Обе родились в 1925-м. Только Юлия – в марте. А Вера – в сентябре. И им было что вспомнить! Ведь у обеих актерский стаж в 75 лет! Живые свидетельницы золотой эпохи театра и кино 40-50-х…

…Борисова скончалась 8 августа – в 98. Васильева об этом узнала в тот же день. Отдыхала на даче, и вдруг – траурный звонок. Для Веры это стало ударом! Они же с Юлией лишь накануне болтали по телефону – справлялись о здоровье, вспоминали прошлое…

У меня все чудесно! Отдыхаю, гуляю, качаюсь на качелях! – радовала подругу хорошими новостями Вера.

И вдруг – смерть. Васильевой от этой вести как-то враз стало плохо. А тут еще и адская августовская жара, от которой густеет кровь, сбоит уставшее сердце… На «скорой» Веру увезли в больницу. Оттуда она уже не вернулась. Ее не стало 9 августа. Васильева всего на день пережила подругу – не дотянула до своего 98-летия полтора месяца…

Дышала сценой!
Юлию Борисову похоронили почти тайно. У гроба была лишь семья. Такова была последняя воля актрисы. Но для Веры вторыми семьей и домом давно стал Театр сатиры! Потому в последний путь ее провожали с его сцены. И вспоминали, вспоминали – какой она была!

Я Золушка, которая стала графиней! – смеялась когда-то сама Вера.

И рассказывала, как юной девочкой в 1947-м дебютировала в фильме Пырьева «Сказание о земле Сибирской». Мэтр тогда даже приставать к ней пытался! Но Верочка дала отпор. И вопреки расхожему мнению, отвергнутый режиссер не испортил ей карьеру. Васильева в итоге покорила сцену Театра сатиры, где блистала в роли истинных аристократок – графинь и королев:

Сцена – для меня словно воздух! Без нее немыслимо дышать, жить! Мечтаю, что до конца дней буду востребованной. Оказаться никому не нужной – это страшнее всего на свете. Страшнее смерти…

Может, этот страх был бы не таким сильным, будь рядом муж, родные дети, внучата? Но Вера пожертвовала материнским счастьем ради карьеры. А что касается мужа… О! Там была настоящая драма!

Утраты, утраты…
Актриса как-то сама нам призналась:

Я любила другого – режиссера Бориса Равенских. Готова была жизнь за него отдать! Но он был женат. Обещал – станет моим! Не сдержал слова. И мы расстались…

Тогда в ее жизни и появился актер Владимир Ушаков. Он любил Веру всем сердцем, звал замуж! И она в итоге сдалась – ответила «да»:

Володя знал, что мне дорог другой, но был добр и мудр. Относился ко мне как к драгоценности. Даже домработницу нанял, ограждая меня от быта. А это же деньги немалые! Но Володя для меня ничего не жалел.

В конце концов и Вера откликнулась на эту великую любовь. Нет, это уже была не та страсть, которая рвала ей сердце в романе с Борисом. К своему Володе она испытывала тихую нежность, благодарность, признательность за его преданность. И страшно горевала, когда его убил инфаркт:

Мы же были вместе 55 лет! Да, в моем сердце все эти годы жила любовь к Боре, но именно Володя сделал меня счастливой…

Ее Боря ушел в 1980-м. Володя – в 2011-м, подруга Юлия – этим августом. А после и Вера отправилась вслед за ними. Так хочется верить: там – за порогом бытия – она вновь встретит всех, кого так любила всю свою долгую – почти столетнюю! – жизнь. И будет счастлива! Уже навечно…

Подробнее

Источник: Журнал «Тайны звезд. Ретро» / Фото: Кадр из фильма «Праздник непослушания»