11 августа / 16:20

Веньямин Смехов. У меня фамилия – Смехов. Я не могу серьезно относиться к очевидным глупостям

Анна Атапина   11 августа / 16:20

Такое бывает очень редко – в суде выступили звезды. Компанию «Атосу» составила коллега Ксения Раппопорт

Смехов
Вначале июля Второй Западный окружной военный суд приговорил режиссера 39-летнюю Евгению Беркович и драматурга 44-летнюю Светлану Петрийчук к шести годам колонии общего режима. Чем же эти женщины провинились?
Еще в 2019-м одна написала, а в 2020-м другая поставила по этой пьесе одноименный спектакль «Финист ясный сокол». И три года он шел на сцене Союза театральных деятелей России. Причем успел победить в двух номинациях премии «Золотая маска» как лучшая работа драматурга и художника по костюмам.
«Спектакль о женщинах, решивших после заочного романа выйти замуж за представителей ислама и уехать в Сирию, – говорится на сайте театра «Дочери Сосо». – В основу легли реальные приговоры и протоколы допросов из России, Казахстана и Узбекистана. Что с этими женщинами случилось? Куда они бегут? И главное – откуда?»
А в мае прошлого года было возбуждено дело по статье 205.2 части второй Уголовного кодекса России «Публичное оправдание терроризма». Драматурга и режиссера посадили в СИЗО. И дамы провели там год, пока шло следствие.
«Кого полюбила, с тем и будет жить!»
Такое бывает очень редко – в суде выступили звезды. Адвокаты пригласили 83-летнего Вениамина Смехова, сыгравшего одну из главных ролей в легендарном фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». Компанию «Атосу» составила коллега Ксения Раппопорт.
Актер согласился дать показания, «не спокойно, но стоя», несмотря на почтенный возраст, и сразу заверил:
– Меня правильно воспитывали. Я не вру.
По мнению Вениамина Смехова, цель подсудимых – «предупреждение лютой, реальной опасности», ведь «легко поддаться на незнакомые звонки и предложения», так как «много жуликов сейчас». Эту мысль артист повторил несколько раз.
– Спектакль талантлив вообще! И тем силен русский театр! Поэтичностью, иносказанием, метафорой и… состраданием! – рассуждал Смехов.
А на вопрос: «Отождествляют ли себя авторы со своими героинями?» – ответил:
– Мне неловко говорить очевидные вещи тем, кто учился в школах – советских и Российской Федерации.
Замечательные актрисы играют чужую жизнь как свою.
При этом Вениамин Борисович вспомнил русские народные сказки, собранные Александром Афанасьевым (†45) в XIX веке, где ради высокого чувства «Марьюшка или Аленушка готова жертвовать собой, невзирая ни на какие обстоятельства».
– Кого полюбила, с тем и будет жить! – резюмировал «мушкетер».
Подсудимая Евгения Беркович спросила:
– Унижаются ли в спектакле российские мужчины?
– У меня фамилия – Смехов. Я не могу серьезно относиться к очевидным глупостям, – ответил Вениамин Борисович.
– Это серьезно. Один из моментов обвинения, – одернул свидетеля судья.
– Нет, конечно. Это спектакль о беде, – опять повторил свою мысль актер.
Адвокат Сергей Бадамшин поинтересовался, были ли у других зрителей отрицательные отзывы.
– Я с самого рождения Театра на Таганке – один из ближайших сподвижников Юрия Петровича Любимова. И мне пришлось наблюдать, как работает несправедливость в нашем театроведении, – ответил Вениамин Смехов.
Судья не выдержал и снова обратился к легенде:
– Ваш путь, в том числе и творческий, неоспорим, а профессиональный авторитет очевиден.
– Может ли искусство существовать без отрицательных героев? – спросил адвокат.
– Отелло задушил Дездемону. И разве был осужден за это?
– Он может привести много примеров, – кивнул судья.
А Вениамин Смехов заявил, что был бы рад посмотреть спектакль еще раз.
45-летний адвокат Бадамшин потом перефразирует в своем телеграм-канале цитату из книги «Три мушкетера» и снятого по ней фильма:
«Допрос в военном суде для Атоса – это слишком много, а для графа де Ла Фер – слишком мало».
А «русского мужчины там нет»
Выступившая следом 50-летняя Ксения Раппопорт, звезда сериала «Ликвидация», тоже оценила «колоссальную профилактическую прививку и хорошую разъяснительную работу» режиссера и драматурга.
– Внятный и очень горестный рассказ, как простые, нормальные девушки и женщины втягиваются в жуткую деятельность преступной группировки. Очень хорошо показано, как искусно вербовщики пользуются состоянием человека – нехваткой любви и абьюзивными отношениями, – сказала свидетель.
А на вопрос: «Присутствует ли в спектакле романтизация боевика на контрасте с критикой образа русского мужчины?» – Ксения заверила, что Финист – это «выдуманный прекрасный образ, существующий в мечтах всех женщин, хотящих любви, семьи и детей». При этом тоже вспомнила сказку Афанасьева, а именно как Иван-царевич «сапоги железные износил и три просвиры железных сглодал» в поисках упорхнувшей из-под носа царевны-лягушки. Только в изложении Раппопорт на подобные подвиги способны русские женщины, потому что все они хотят любви. Боевик показан, но он «ужасный». А «русского мужчины там нет». Хотя спектакль начинается с монолога героини, которая с юмором рассказывает про свои «абьюзивные отношения», то есть между «тираном» и «жертвой». И потому «она не особо и умна».
Но эксперты ФСБ и Московского лингвистического университета нашли в пьесе и спектакле признаки преступления. Поэтому суд не прислушался ни к кавалеру ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, ни к народной артистке России. А признал Евгению Беркович и Светлану Петрийчук виновными в публичном оправдании терроризма и приговорил к шести годам колонии общего режима.

Подробнее

Фото: Соцсети