Воланд в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова (†48) предупреждал:
«Бойтесь своих желаний, они имеют свойство сбываться».
Печальный тому пример – заслуженная артистка РСФСР. Светлана Светличная говорила:
– Не хочу жить до 100 лет. Достаточно до 80.
И как раз в этом возрасте началось: Альцгеймер, инсульт, инфаркт, рак… Последние три года несчастная провела в психушке.
Секс-символ советского кино всегда выглядела намного моложе своих биологических лет. Худенькая, ухоженная, модно и со вкусом одетая…
– Но как бы ни старалась, понимаю, что мое время уходит, – признавала 79-летняя Светлана Светличная в интервью передаче «Ты не поверишь!» на НТВ в 2019 году. – Пугает ли меня возраст? Сам по себе нет. Страшно развалиться физически. Но больше всего хочу, чтобы мозги оставались на месте. Иначе уж лучше умереть!
Грустно, но именно то, чего актриса боялась, с ней и случилось. А начало все как раз происходить в 80 лет.
В 2020 году Светлана Афанасьевна перенесла инсульт. Удар был не тяжелый. Но, согласно статистике, в 30 процентах случаев после такого развивается старческая деменция. И звезда попала в это печальное число.
Через год у нее диагностировали самый распространенный тип слабоумия – болезнь Альцгеймера. То есть Светличная перестала сначала здраво мыслить, а потом ориентироваться в пространстве и даже узнавать родных.
– Память исчезает, и ничем не помочь, – констатировала сама заслуженная артистка РСФСР.
Ее положили в третью психиатрическую больницу имени Владимира Гиляровского в Москве.
– Мы просто были не в силах ухаживать за бабушкой! – объясняет 40-летняя Мария Ивашова. – Стало ясно, что улучшения состояния уже никогда не будет! Болезнь Альцгеймера не победить и разум не восстановить! Светлана Афанасьевна превратилась в совсем другого человека.Вот и решили, что ей в больнице будет гораздо лучше.
Серьезное решение.
– Постоянное место пребывания там теперь уже, наверное, навсегда, – с печалью констатировал в 2021 году 60-летний сын знаменитости Алексей Ивашов.
Три года состояние оставалось худо-бедно стабильным.
– Мы навещали бабушку. Когда-то узнавала нас, иногда – нет. Но в клинике ей был обеспечен достойный уход, – настаивает Мария Ивашова.
В апреле у Светланы Афанасьевны случился инфаркт. В НИИ скорой помощи имени Николая Склифосовского оставили диагноз: гипертоническая болезнь третьей стадии, то есть высокое давление, сердечная недостаточность – неспособность сердца к нормальному наполнению и опорожнению кровью и коронарный синдром, когда при резком сужении сосудов кружится голова и появляется боль в груди.
После инфаркта актриса не могла ни ходить, ни есть, ни пить, так как была слишком слаба теперь уже из-за низкого давления, судя по всему, сбитого лекарствами. Пришлось поставить два катетера: один – в вену и давать через него питательный раствор. А другой, специальный – для отвода мочи. Сама справлять нужду лежачая больше не могла.
В мае у старушки нашли патологию в легком и инфекцию в почках. Из-за малоподвижности ухудшилось движение крови и лимфы в сосудах. В результате ослаб иммунитет. И развилась застойная пневмония. А катетер, установленный в почках, – это по умолчанию распахнутые ворота в организм для любой инфекции.
В начале июля Светлана Афанасьевна пожаловалась на боль в левом ухе. Телеграм-канал «Мэш» пишет, что врачи обнаружили увеличенные вдвое лимфоузлы. Поэтому сделали УЗИ и показали онкологу.
В результате последующего полного обследования организма выяснилось, что в нем… множество злокачественных опухолей. Самые большие – в лобной доле и горле. Вердикт врачей был страшным.
Прогрессирующий рак мозга и ротоглотки!
Помочь теоретически могли операции и курсы химиотерапии. Но актриса отклонила все предложения, боясь ухудшения самочувствия. В конце концов звезду признали неизлечимо больной и присвоили ей паллиативный статус. «Мэш» объясняет, что неcчастной проводили терапию, направленную лишь на поддержание активности и снятие боли. Также оказывалась психологическая поддержка.