Олег Стриженов. Его лучшие роли!
Легендарного актера любили за фильмы «Овод», «Мексиканец» и «Сорок первый»

«Овод»
В 1953 году на киностудии «Ленфильм» решили экранизировать роман английской писательницы Этель Лилиан Войнич (†96) «Овод». Книга повествует о деятельности революционной организации «Молодая Италия» в первой половине XIX века. Доверить юному дебютанту Олегу Стриженову главную роль Артура Бертона 47-летнему кинорежиссеру Александру Файнциммеру посоветовал театральный режиссер Николай Акимов (†67). А после успешной кинопробы большое будущее молодому актеру предрек сам министр культуры СССР Пантелеймон Пономаренко (†81).
– Файнциммер жаловался Акимову: «Не могу найти Овода». А тот и говорит: «Записывай фамилию». Так была решена моя участь в 24 года, – рассказывал Олег Стриженов (†95). – Пономаренко же, которому обязательно показывали все пробы, произнес фразу: «Говорите, совсем неизвестный? Теперь будет известный!» Думаю, без этой роли моя судьба и впрямь сложилась бы иначе. Я сразу взял очень высокую планку. А ведь можно было начать с какого-нибудь тракториста Феди. Мелькнул бы раз пять в таких ролях – и романтическим героем меня бы уже никто не увидел.
Съемки оказались судьбоносными и для личной жизни актера. Возлюбленную героя Джемму сыграла 29-летняя Марианна Грызунова-Бебутова. Экранный роман быстро перетек в жизнь. Свадьба состоялась еще до премьеры «Овода». Поэтому в титрах актриса указана под фамилией мужа.
Большую часть картины снимали в Крыму. Итальянским дворцом стал Ливадийский – бывшая резиденция российских императоров. А вот католические храмы нашли во Львове.
Олег Александрович признавался, что ничего не знал о специфике кинематографа:
– Сначала могут снять конец фильма, потом начало или середину. Актер должен быть готов играть свою роль с любого места. Пришлось усвоить и другие нюансы. Скажем, в театре я привык подавать реплики на задний ряд. А тут режиссер сразу одернул: «Зачем кричишь? Микрофон ведь рядом!» Вообще я очень благодарен Александру Михайловичу за то, что ввел меня в свою «кухню». Всегда показывал отснятый материал, приглашал на отбор дублей и даже в монтажную. Я присутствовал на записи музыки к «Оводу», благодаря чему познакомился с великим Дмитрием Шостаковичем.
Композитору тогда было 47 лет.
Картина стала событием – в 1955 году ее посмотрели 35 200 000 человек! И Олег Стриженов стал звездой!
«Мексиканец»
Стриженов хвастался:
– Дружил со спортом я всю жизнь!
Поэтому в 26 лет блестяще сыграл боксера Фелипе Риверу в фильме 1955 года «Мексиканец». Эта драма по рассказу американского классика Джека Лондона (†40) стала режиссерским дебютом 49-летнего художника студии «Мосфильм» Владимира Каплуновского. А в роли Марии снялась будущая звезда Таня Самойлова, которой был 21 год.
– Больше месяца мы репетировали парный мексиканский танец, – вспоминал Олег Александрович.
Но основные силы Стриженов бросил на бокс. С актером занимался 47-летний тренер Виктор Михайлов. А двукратный чемпион СССР Геннадий Степанов, которому было 33, сыграл противника Риверы на ринге.
Фильм начали снимать в Одессе.
– Я жил в гостинице «Лондонская» с видом на Приморский бульвар, порт и море, – продолжал любимец публики. – В редкие часы отдыха меня всюду узнавали как главного героя «Овода».
Затем съемочная группа переместилась в Крым.
– Для сцен, изображавших Мексику, выбрали горную вершину Ай-Петри, – вспоминал народный артист СССР. – Там выстроили конюшню, завезли лошадей с обслугой. Рано утром начинались пробы, разочарования, удачи. И так до вечера, пока оператор не скажет: «Стоп, солнце зашло». Повсюду врыты кадки с экзотическими растениями. На мне одна легонькая рубашонка. Промерзал до костей. Но виду показывать нельзя: на тебя смотрит камера. Помогали спортивная подготовка и весенние купания мальчишкой в студеной Москве-реке. Вернешься к ночи в гостиницу – и превращаешься в белого человека, смыв грим в общем туалете под единственным краном с холодной водой. Иной раз махнешь рукой, завалишься на кровать черный по пояс, только лицо немного омыв, и сразу засыпаешь. А утром снова за работу.
Стриженов гордился этой ролью, подчеркивая, что вложил в нее профессиональную подготовку к сценам бокса и танца. А режиссер Александр Довженко (†62) считал «Мексиканца» лучшей работой артиста.
– Ты в кадре почти весь фильм, а слов чуть-чуть, – хвалил Олега мастер. – Умеешь молчать! А играть главную роль без слов – это самое трудное и дорогое!
«Сорок первый»
Олег Стриженов уже начал переживать, что ему впредь будут предлагать только роли иностранцев. Поэтому в 1956 году 27-летний артист с радостью ухватился за возможность сыграть белого поручика Вадима Говоруху-Отрока в фильме «Сорок первый» о гражданской войне.
– Брюнеты опостылели! – жаловался актер. – Здесь же у меня наконец свои светлые волосы и бородка.
По сюжету красноармейка Марютка Басова оказывается на острове в Аральском море вместе с пленным белогвардейцем. Между вчерашними врагами вспыхивает страсть. Но когда поручика чуть не спасают свои, девушка убивает любимого.
Марютку сыграла 24-летняя Изольда Извицкая. Режиссером фильма стал 35-летний Григорий Чухрай, а оператором – маститый Сергей Урусевский, которому тогда было 47. Снимали в Каракумах и на Каспийском море – в Красноводске и на полуострове Челекен.
– Одиночество человека, попавшего в мир пустыни, ее сыпучих песков, и даже нехватка воды сближали всех, – вспоминал Стриженов. – Натура помогала вжиться в образ и ситуацию. Мы без помощи гримеров и художников по костюму под палящим солнцем медленно превращались в робинзонов, отрезанных от цивилизованного мира. Волосы отрастали, лица грубели от загара, одежда ветшала и свешивалась лохмотьями. Казалось, что ты весь пропитан песком. А когда включали ветродуи, чтобы изобразить буран, думалось, что песчаный смерч решил похоронить нас навсегда.
Но самым трудным оказалось… изображать труп.
– На мне вместо одежды висят тряпочки, чуть-чуть прикрывающие и не согревающие голое тело. Рядом у камеры стоит оператор в пыжиковой шапке, полушубке, шарфе и ватных брюках. Другие члены группы тоже одеты по сезону. А ты завидуешь! – усмехался Олег Александрович. – Моя задача – плюхнуться в ледяное море, чтобы голова оказалась под водой! И как можно дольше находиться в подобном положении, чтобы Марютка успела произнести монолог над телом своего сорок первого застреленного врага. Я пролежал, сколько смог. Когда стал задыхаться, привстал, глотнул воздуха.
Сложно!
– Изольда играла гениально. А покойник… встал раньше времени, – сказал режиссер.
Следующий дубль не получился, потому что в камере кончилась пленка. Еще один – из-за продрогшей и уже уставшей актрисы. Затем несколько дней пришлось ждать нужной погоды. Но в конце концов сцена была снята.
В 1957 году фильм «Сорок первый» получил на Международном кинофестивале в Каннах специальный приз жюри «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику».