Николай Рыжков: «Надежды стать президентом было мало! Меня называли бревном на пути перестройки!»
Сенатор от Белгородской области ушел в отставку за три дня до 94-летия и за пять месяцев до смерти.
Мою личность сформировал «Уралмашзавод», – утверждал Николай Рыжков (†94). – Предприятию я отдал 25 лет!
Но последние полвека жизни Николай Иванович посвятил политике.
Карьера быстро пошла в гору
Коля родился в 1929 году в селе Дылеевка Украинской ССР. Его отец Иван Рыжков был потомственным шахтером.
Когда мне было 11, началась война, – вспоминал государственный деятель. – Когда немец бомбить начал, отрыли окопы у школы. Стоишь там под вой сирен и ждешь, когда налет окончится. Но фашистов я почти не видел. У нас на шахтерской окраине они не появлялись…
Окончив восемь классов, в 1946 году Коля (16) поступил в Краматорский машиностроительный техникум. В 1950-м Рыжков (20) получил специальность «техник-механикподъемно-транспортных машин» и по распределению отправился на Уральский завод тяжелого машиностроения.
Попросился в сборочно-сварочный цех на участок, где собирались гигантские шагающие экскаваторы, – ностальгировал политик.
Карьера быстро пошла в гору. Начав слесарем, Николай скоро стал мастером, а затем начальником участка. На этой должности познакомился с будущей женой – студенткой механического факультета Уральского политехнического института (УПИ) Людой.
Привели ко мне 25 практикантов, среди них три девочки, – делился Рыжков. – А мы очень боялись смерти на производстве. Бегу к начальнику: «Куда я их дену?! У меня самый тяжелый участок – детали по 120 тонн!» Все-таки пришлось взять. Жена потом говорила, что чуть в обморок не упала, когда зашла в цех… Но с тех пор мы вместе.
В 1956 году у Николая (27) и Людмилы (24) родился их единственный ребенок – Марина.
В 59-м Рыжков (29) тоже окончил УПИ и стал главным технологом завода по сварке. Через шесть лет – главным инженером, а еще через шесть – генеральным директором «Уралмаша».
В 1975 году главу (45) предприятия перевели в Москву на должность первого заместителя министра тяжелого и транспортного машиностроения. В 1979-м Рыжков (49) стал первым заместителем председателя Госплана СССР. А в 82-м новый генсек Юрий Андропов (68) сделал его секретарем ЦК КПСС по экономике. И поручил объединиться с секретарем ЦК по промышленности Владимиром Долгих (58) и членом Политбюро Михаилом Горбачевым (51). Они раз- работали программу реформ, с которой в 1985-м началась перестройка.
«Бориса я хорошо знал»
С приходом к власти Горбачева (54) Рыжков (53) возглавил Совет министров СССР. А в столицу из Свердловска (ныне Екатеринбург. – прим. ред.) тогда же перевели Бориса Ельцина (54). И сделали первым секретарем Московского горкома.
Бориса я хорошо знал, – рассказывал Рыжков. – И был против этого назначения. Ельцин – строитель, знал, как гвозди заколачивать. А руководство столицей требует иных умений. Тем более он уже тогда изрядно выпивал…
Совет министров предлагал программу постепенных реформ. Но Горбачев склонялся к принятию радикальной программы «500 дней», в 1990-м представленной экономистами Станиславом Шаталиным (56) и Григорием Явлинским (38). В декабре того же года Рыжков (61) подал в отставку.
Сказал Горбачеву, что не согласен с моделью, которую навязывают Ельцин и Явлинский, – объяснял Николай Иванович. – И не хочу быть соучастником развала страны.
В конце 1991-го Михаил Горбачев (60) сложил с себя полномочия главы государства. За полгода до этого Рыжков (61) баллотировался в президенты РСФСР от КПСС. И проиграл беспартийному к тому времени Ельцину (60).
«Остановитесь! Что вы творите?»
Надежды стать президентом было мало! Меня называли бревном на пути перестройки! – вздыхал Николай Иванович. – Но я хотел еще раз попытаться убедить народ: «Остановитесь! Что вы творите?»
В 1995 году Рыжков (65) связал судьбу с Белгородской областью. Представлял ее в Госдуме. А с 2003-го – в Совете Федерации. Сенатор от Белгородской области ушел в отставку за три дня до 94-летия и за пять месяцев до смерти.
Посмотрел свой паспорт и сказал: «Хватит», – пояснил политик в сентябре.
Но и тогда не отошел от дел, став советником председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко (74). Валентина Ивановна и сообщила о смерти Рыжкова в Интернете:
«Ушел государственный деятель уникального масштаба».
Долгожителя отпели в храме Христа Спасителя и похоронили на Троекуровском кладбище в Москве.
Евгений Новицкий