Лидия Федосеева-Шукшина. Уважаемый суд! Причитающуюся мне долю авторского гонорара Василия Шукшина я своей дочери Марии не дарила!
Но вердикт все равно оказался не в пользу народной артистки РСФСР

Лидия Федосеева-Шукшина
Кипит семья скандальная,
Судебный подан иск.
Итоги вновь печальные:
Все разругались вдрызг!
Похоже, семья Василия Шукшина (†45) никогда не будет жить дружно! Наследники великого режиссера, актера и писателя продолжают активно собачиться. Новое судебное разбирательство, в котором 56-летняя Ольга Шукшина предъявила претензии старшей сестре Марии, сопровождалось эмоциональными высказываниями вдовы классика Лидии Николаевны.
– Хочу обратиться к своим дочерям, в первую очередь к Маше! – призывала народная артистка РСФСР. – Мне 86 лет! Я устала от судов, скандалов и попыток обманом завладеть моим имуществом!
Увы, но даже эти слова не принесли в звездную семью мир.
Очередные юридические разборки начались из-за авторских прав на творческое наследие Василия Макаровича. По данным сайта Ура.Ру, сумма отчислений за переиздание и экранизацию книг, разрешение на постановку спектаклей, телепоказ фильмов составляет не менее 1 000 000 рублей в месяц. Изначально эти деньги должны были делиться следующим образом: по 30 процентов доставалось Ольге и Марии, по 20 – вдове классика и его дочери от первого брака Екатерине, которой сейчас 60 лет.
Три года назад выяснилось, что еще в 2019-м Лидия Федосеева-Шукшина лишилась своей доли. Вроде как добровольно переписала на Машу. Ее младшая сестра в ноябре 2023 года подала иск о признании этого договора недействительным. Потому что была уверена: мать ввели в заблуждение и документ она подмахнула, не читая. К тому же Ольга еще в 2021 году объявила о тяжелом психическом состоянии Лидии Николаевны.
– У мамы деменция! Даже не помнит, что было вчера, – сообщила женщина в программе «Судьба человека» на канале «Россия 1».
А еще в 2023 году старушка перенесла два инсульта, после чего передвигалась в инвалидной коляске. Несмотря на возраст и болезни, Федосеева-Шукшина, выступавшая в качестве третьего лица, вынуждена была приходить в суд, где подчеркивала, что свою долю никому не отдавала. Откуда тогда взялся договор со старшей дочкой?
Адвокат народной артистки РСФСР 52-летняя Юлия Вербицкая-Линник объяснила газете «Комсомольская правда», как и почему вдова подписала документ:
– На словах речь шла не об отчуждении прав, а о передаче их в управление. Мария регулярно передавала деньги матери – якобы ее долю авторских отчислений. Поэтому Лидия Николаевна была убеждена, что по-прежнему является правообладателем.
Старшая дочь вдовы режиссера в зале суда не появлялась, ее представляли несколько адвокатов, которые настаивали на необоснованности иска.
– Какой смысл ворошить сделку пятилетней давности, если договор не затрагивает прав истца и абсолютно соответствует закону? – заявил сайту Право.Ру Дмитрий Казаков, возглавляющий юридическую контору, представляющую интересы 57-летней Марии Шукшиной.
На последнем, пятом заседании суда в конце марта Лидия Федосеева-Шукшина лично присутствовать не смогла, но записала видеообращение, в котором сказала:
– Уважаемый суд! Я еще раз свидетельствую! Причитающуюся мне долю авторского гонорара Василия Шукшина я своей дочери Марии не дарила! Не передавала и не отчуждала!
Но вердикт все равно оказался не в пользу народной артистки РСФСР. Судья отклонил иск и не стал возвращать легенде советского кино 20 процентов прав, как того требовала ее младшая дочь. И старшая продолжает, как и раньше, владеть 50 процентами.
Пока неясно, будет ли Ольга Шукшина подавать апелляцию. А вот Лидия Николаевна снова подчеркнула, что судиться с Марией не хочет. Хотя та, судя по всему, поступила все-таки не очень красиво.