Геннадий Гладков: «Тренируюсь ходить дома без палочки – от стола до двери и обратно. Поначалу боялся. Но с болячками надо бороться: если запустить, добьют!»
Великий композитор внезапно скончался от удушья дома.
Работа поддерживала автора великих мелодий до последнего дня жизни!
Сейчас создаю оперу, – делился 88-летний Геннадий Гладков за две недели до своей смерти. – Уже написал музыку к первому акту. Осталось еще два. Моя задача – прожить столько, чтобы их завершить!
К сожалению, маэстро не успел. Но чудо, что он достиг такого почтенного возраста…
«Одна рука не работала. С трудом говорил»
С первым серьезным недугом композитор столкнулся, когда ему было всего 43, в 1978 году. Гладков тогда писал музыку для фильма «Обыкновенное чудо» 45-летнего Марка Захарова.
Я переделывал партитуру для исполнения симфоническим оркестром, – вспоминал Геннадий Игоревич. – Поскольку время поджимало, сидел ночами. Перетрудился и тяжело заболел. Меня спасли врачи Боткинской больницы. Я был уже ну очень плох.
После случившегося мэтр следил за тем, чтобы подобное не повторилось и он не «сгорел на работе».
И это долго получалось. Следующий тяжелый удар поразил народного артиста России только в конце 2013 года. 78-летний композитор потерял сознание. И упав, повредил руку и голову. Выяснилось: инсульт.
Состояние оценивалось как очень тяжелое. Гладков выкарабкался. Но его жизнь в последующие 10 лет стала совсем иной.
Гена передвигался на коляске. Одна рука не работала. С трудом говорил, – вздыхает в беседе с телеканалом «360» поэт Юрий Энтин, соавтор, друг и ровесник покойного. – Тем не менее не переставал сочинять. Было много планов.
Все время что-то писал, – подтверждает в интервью газете «Московский комсомолец» композитор Роман Львович. – Ученики-ассистенты помогали записывать ноты.
В феврале 2020 года классик признался поздравившим его с 85-летием журналистам газеты «Комсомольская правда»:
У меня целый букет болезней, которые присущи людям пожилого возраста. Но я выполняю предписания врачей, соблюдаю режим дня и питания. И, конечно, помогает творчество. Когда ложусь в больницу, беру с собой маленькие электронные клавиши. Врачи всегда очень радуются: «Это хороший знак! Значит, вы выздоравливаете».
В апреле прошлого года маэстро госпитализировали с коронавирусом. Инфекция наверняка приблизила смерть. Хотя заметных ухудшений здоровья как будто не было.
«У меня наследственная гипертония от мамы»
В феврале мы виделись на дне рождения Геннадия Игоревича в большом зале Дома кино, – сообщает Роман Львович. – Был концерт. В последние годы Гладков нечасто выходил из дома. Когда на коляске, кто-то должен сопровождать, отвезти туда-обратно, нужны пандус, машина… Но все это устроили. Коллега был в добром приподнятом настроении. Мы выпивали, разговаривали. Все прошло замечательно.
В начале октября мэтр дал интервью газете «Собеседник», где рассказал о своем образе жизни.
Прежде всего неукоснительно соблюдаю режим дня. За этим следят и мои помощницы, – поведал Геннадий Игоревич. – Ложусь спать в 11 вечера, встаю в пять утра.
У меня наследственная гипертония от мамы. Еще и диабет. Поэтому соблюдаю строгую диету, хотя это дорогое удовольствие. Левая рука абсолютно нерабочая. Но мне хватает правой. Тренируюсь ходить дома без палочки – от стола до двери и обратно. Поначалу боялся. Но с болячками надо бороться: если запустить, добьют! А движение – это жизнь.
Telegram-канал Mash пишет, что за четыре дня до смерти мэтр обращался к врачам. Они поставили диагноз: вегетососудистая дистония. Это комплекс нарушений в работе нервной системы, регулирующей основные жизненные процессы, например, давление крови и частоту дыхания. Общее состояние и самочувствие больного ухудшаются. А органы и системы организма начинают давать сбой. Легенде оказали помощь на дому.
Увы, представление прошло без автора
Вечером рокового дня мастер собирался посетить «Геликон-оперу». Иркутский музыкальный театр показывал там оперу Гладкова «Старший сын», которую не ставили на сцене с 1984 года. Увы, представление прошло без автора. Великий композитор внезапно скончался от удушья дома.
Как пишет газета «Московский комсомолец», ранним утром у старика резко затруднилось дыхание. Несмотря на это, Геннадий Игоревич попросил домработницу не звонить в скорую. Женщина не послушалась и вызвала врачей, но когда те приехали, уже было поздно.
Информационное агентство «Регнум» сообщает, что причиной смерти классика стала острая сердечно-сосудистая недостаточность.
Евгений Новицкий