Эрнст Романов: «В молодости играл стариков и даже не подозревал: какая сволочь — эта старость!»
Откровения актера.
Помните трогательного графа в фильме «Собака на сене»? Казалось, ему лет сто! Еле-еле ножки передвигал. А ведь Эрнсту Романову, который его сыграл, в том 1976-м всего 39 было! А за год до этого актер перевоплотился в начальника поезда в легендарном военном сериале «На всю оставшуюся жизнь…». И его герой – тоже старик.
На эти роли не хотели брать возрастных артистов. У них бы энергии на съемки не хватило! Вот режиссеры и решили: пусть молодой прикидывается стариком! – вспоминал потом Эрнст Иванович. – И я прикинулся…
Романов сделал это так гениально, что зрители даже не сомневались – на экране и правда дряхлый дедушка!
А теперь мне самому 87 лет, – вздыхал актер не так давно. – Люди занимаются спортом, правильно питаются, а умирают раньше срока. А я все живу и живу… Это гены! В моем роду все были долгожителями.
Романов родом из Свердловской области. В 50-х закончил ГИТИС. В 60-х переехал в Ленинград – служил в театрах, снимался на «Ленфильме».
В те годы я очень увлекался алкоголем. Не спился лишь потому, что потом страдал жутким похмельем. А лет 35 назад заработал серьезную болезнь сосудов. Курить и пить бросил в одну минуту. С тех пор – все!
Он блистал на наших экранах 67 лет! Сыграл больше двухсот ролей, получил и зрительскую любовь, и Госпремию, и звание народного артиста СССР.
А когда Союз развалился, я узнал – что такое бедность. С чувством жгучего стыда вспоминаю, как собирал бутылки, – переживал он. – Казалось, наше кино кончилось навсегда.
Но нет! Российское кино возродилось из пепла «лихих 90-х». И Романов вновь стал нарасхват у режиссеров. Вот только работать ему было все сложнее:
Я раньше и не знал, какая сволочь – эта старость! Помимо физического старения, мозги стареют. Это страшно. Лишь профессия держит на плаву. Тут хоть умри, а спина на людях должна быть ровной!
Он ненавидел свой возраст. И не скрывал, что думает о смерти:
Я воспитан атеистом. Говорят, атеисты встретятся после смерти со всем тяжелым бременем, которое оставили после себя. Если Бог есть, то я перед ним очень грешен. Мне говорят: крестись, и все грехи простятся. Как же это просто! До смешного… Я этого не приемлю! Если все-таки встречу Бога, то скажу ему только одно: прости меня, что я в тебя не верил…
Эрнст Романов умер 26 февраля. Что за встречи его ждали там, за порогом вечности? Какие непостижимые истины открылись? Увы, нам, живым, об этом знать не дано…