#Андрей Тарковский #Сарик Андреасян
Андрей Тарковский. Чухрай – самовлюбленный и бездарный! Смоктуновский дремуч, как темный лес! За Бондарчука стыдно!
Великий режиссер позволял себе злобные выпады в адрес коллег. Но и себя тоже ругал нещадно

У него не идеален
Ни Чухрай, ни Вуди Аллен.
Самого Бондарчука
Он поругивал слегка!
Когда в начале марта режиссер Сарик Андреасян пришел на лекцию в московский киноколледж № 40, мало кто ждал, что общение с молодежью завершится скандалом. Да еще каким! Автор сериала «Чикатило» вдруг взял и заявил, что ненавидит… Андрея Тарковского (†54)! А позже, когда все ждали извинений, упрямец еще и написал в интернете, что считает давно умершего коллегу… предателем Родины! И подчеркнул: Тарковский и сам ругал великих соратников – например, Сергея Бондарчука (†74).
Андрей Арсеньевич к товарищам по цеху действительно относился критически. Правда, в отличие от Андреасяна, мертвых не трогал. И, пожалуй, имел право наезжать на коллег – все-таки еще при жизни стал классиком, чьими работами вдохновлялись кинематографисты во всем мире. Поэтому в своих дневниках, впервые опубликованных на русском языке в 2008 году, мастер никого не щадил. В том числе и режиссера «Войны и мира».
«Смотрел «Ватерлоо». За Бондарчука стыдно. Бедный Сережа!» – пишет Андрей Тарковский.
А ведь у него был роман… с дочерью Сергея Федоровича, которой сейчас 74 года. Она сыграла главную роль в фильме «Солярис». Кстати, после показа картины в Италии, на который любовники ездили вместе, лауреат Каннского фестиваля написал:
«Боже, ну и глупа же Наталья!»
Артистов мэтр вообще не особо уважал.
«В жизни не встречал умного актера! – сетовал постановщик «Андрея Рублева». – Видел неглупого в фильме «Земляничная поляна». Да и тот оказался режиссером!»
Но чаще стрелы летели в коллег.
«Марлен Хуциев совершенно непрофессионален, – пишет Тарковский об авторе «Заставы Ильича». – И мысли-то у него какие-то короткие, пионерские».
А вот выпад в адрес Григория Козинцева (†68):
«По телевизору показывали «Гамлета». До чего же это ничтожно! Неужели Григорий Михайлович действительно верил, что сделал нечто стоящее?»
Досталось также Александру Алову (†59) и Владимиру Наумову (†93):
«Видел их фильм «Бег». Это ужасно! Издевательство над всем русским – характером, человеком, офицером. Черт-те что!»
Не сжалился Андрей Арсеньевич и над Григорием Чухраем (†80), хотя тот номинировался на премию «Оскар»:
«Чухрай – самовлюбленный и бездарный. В свое время он стал идеологом мещанства со своими «41-м» и «Балладой о солдате». Капризный, ненадежный и пустой».
Когда в конце 70-х Иннокентий Смоктуновский (†69) задумал экранизировать роман Федора Достоевского (†59) «Идиот» – и в итоге проект не состоялся, – Тарковский был изумлен:
«Сам будет играть, сам ставить. Ну что он там может поставить?! Смоктуновский дремуч, как темный лес!»
Порой в одном абзаце «комплименты» от победителя Венецианского фестиваля получали несколько человек сразу:
«Прочел список членов кинематографической секции по присуждению госпремий – Сергей Герасимов, Лев Кулиджанов, Станислав Ростоцкий… Завистливые бездарности. Никогда не получу никакой премии, пока живы эти люди. Очень они меня не любят».
О советском театре Андрей Арсеньевич тоже высказывался резко:
«Был на премьере Захарова в «Ленкоме». Не европейский уровень, конечно. Провинциально и шумно. Балаган. С актерами у Марка катастрофически плохо».
Получали свою порцию «комплиментов» и… поэты:
«В квартире у Евтушенко стены завешаны скверными картинами. Буржуй! И очень хочет, чтобы его любили. И Хрущев, и Брежнев, и девушки… Жалкий какой-то Женя. Кокетка. Однажды подошел ко мне: «Почему ты такой жестокий, Андрей?»
Иностранцам тоже доставалось на орехи:
«Пытался смотреть фильм Вуди Аллена «Манхэттен». Ушел после первой половины. Нудно до безобразия! И страшно необаятельный актер, который хочет казаться неотразимым».
Раскритиковал Андрей Тарковский и Милоша Формана (†86), чья картина «Амадей» в 1985 году собрала кучу престижных призов:
«Восемь «Оскаров» – и так бездарно!»
Испанский классик Луис Бунюэль (†83) также удостоился «похвалы»:
«Видел его фильм «Тристана» —нечто несусветно пошлое!»
Создатель «Сталкера» ругал не только серьезное, но и так называемое зрительское кино – например, очень популярный в СССР вестерн 1960 года «Великолепная семерка»:
«Это не искусство, а коммерческое предприятие! Какие бы замечательные идеи ни вкладывались, все – липа, фальшь, нелепость».
Чухрай – самовлюбленный и бездарный! Смоктуновский дремуч, как темный лес! За Бондарчука стыдно! Всем сестрам по серьгам раздал Андрей Тарковский. Великий режиссер позволял себе злобные выпады в адрес коллег. Но и себя тоже ругал нещадно. Вот что написал в 1972 году:
«Мне исполнилось 40 лет. А что я сделал к этому времени? Три жалкие картины – как ничтожно мало! И плохо».
Интересно, а Сарик Андреасян, которому тоже 40, способен на подобное критическое отношение к себе?