Александра Пахмутова: «Коленьку мне предопределили сверху. Наша встреча была неизбежна»
А в день свадьбы композитора и поэта Небеса дали знак.
За окном санатория бушевал августовский ливень. 94-летний Николай Добронравовлежал на кровати и улыбался:
Помнишь?
Конечно, Александра Пахмутова ничего не забыла. Хотя прошло 67 лет! Но композитору казалось, что все это было недавно…
«Почему бы вам не поработать?»
В консерватории на Алю заглядывались многие, несмотря на маленький – всего 149 сантиметров – рост. Талантливая, веселая, с очаровательным детским личиком в обрамлении шапки белокурых волос. Но девушка ухаживания не принимала.
И не зря!
Коленьку мне предопределили сверху. Наша встреча была неизбежна! Мы словно ждали друг друга. И, когда встретились, сразу все поняли, – улыбается Александра Пахмутова (94).
Это произошло в мае 1956 года.
В студии детского вещания Всесоюзного радио, – уточнял поэт. – Алечка, только что закончившая аспирантуру, была приглашена писать мелодии для программ «Пионерская зорька» и «Внимание, на старт!». А я там читал свои стихи. Нас познакомила заведующая музыкальной редакцией Ида Горенштейн. В комнату вошла миниатюрная девочка, и мне сказали: «Вот очень способный композитор. Почему бы вам не поработать? Скоро летние каникулы. Ну и напишите какую-нибудь песенку про это».
Через две недели парень (27) и девушка (26) принесли композицию «Лодочка моторная». Они держались за руки и улыбались. И всем стало ясно: это пара!
От песенки лишь ноты и стихи остались, – вспоминали супруги. – Запись утрачена. А мы на этой лодочке так и поплыли вместе по жизни.
Заявление в загс подали в июне. Регистрацию назначили на август. Торжество решили устроить скромное – не было денег. Мама с сестрой сшили невесте красивый розовый костюм.
А в день свадьбы композитора и поэта Небеса дали знак.
Стояла жуткая жара, – рассказывает Александра Николаевна. – Но когда мы на такси подъехали к загсу, неожиданно сгустились тучи, грянул гром, хлынул ливень! Как мы обрадовались! Ведь это хорошая примета! Жениться в дождь – на всю жизнь будет счастье!
Вечером новобрачные улетели в Абхазию.
В Армянское ущелье, к моей тете Даше, – объяснял Николай Николаевич. – На целых полтора месяца! Это было такое счастье! А самое прекрасное, что свою первую ночь с Алечкой мы провели в лунных дорожках теплого Черного моря!
Небеса не обманули. Все 67 лет супруги прожили душа в душу. И до смерти Добронравова в 2023 году были влюблены друг в друга, как в молодости.
– Самое лучшее начало дня – готовить кашку моему Коленьке, – говорила композитор.
– А для меня – слышать, как Алечка это делает, – добавлял поэт. – Я без жены не могу! 15 минут не вижу ее и уже скучаю. А уж когда расстаемся, созваниваемся раз по 15 на дню!
Конечно, были и ссоры. Но…
Нам повезло! Мы совпали во взглядах и в отношении к жизни. Недаром говорят: «Любовь – это когда люди глядят не друг на друга, а в одном направлении», – утверждали супруги. – Главное – не принципиальничать и не придираться по мелочам. Брак держится на взаимопонимании и уважении: нужно уметь прощать друг друга за все и лучше сразу. И, само собой, на огромной любви. «Главное, ребята, сердцем не стареть!»
А вот детей Бог не дал
За долгие годы семейной жизни любимцы публики написали много прекрасных песен. В том числе гимн своей любви – «Мелодия».
А вот детей Бог не дал. Звезды эту тему не поднимали. Лишь стихотворными строчками поэт как-то высказал свою боль:
«Мы до срока с тобой постарели. Но печалит, пожалуй, одно: сколько было и планов, и целей, сбыться главному не суждено. Песнь песней свою ты не спела. И все горше сегодня звучит: «Не успел. Не успел. Не успела». Не об этом ли время горчит?»
Все свое нереализованное тепло поэт и композитор дарили молодым артистам и музыкантам. Очень подружились с певцом Юлианом.
Он поддерживает народную артистку СССР. Ведь ее Коленьки не стало в сентябре. Николай Добронравов скончался от последствий коронавируса…
Александра Николаевна хоть и тяжело, но с горем справляется, – вздыхает Юлиан (50). – Думаю, благодаря воспоминаниям. Часто смотрит фотографии, видеозаписи, играет песни, сочиненные вместе.
Поэт предчувствовал скорый уход. И все последние стихи посвящал любимой. В одном – пронзительные строчки:
«Я земной календарь поправлю. Не смогу навсегда уйти. На кого я тебя оставлю в этом трудном земном пути? С юных лет в тесноте московской я талантом твоим согрет, мой найденыш в толпе бесовской, мой звереныш. Мой ясный свет».
Александра Николаевна зовет сейчас мужа так же – «мой ясный свет». И верит, что они скоро снова будут вместе. Как поется в их знаменитой песне:
«Жизнь нас разлучает, как и прежде. В небе незнакомая звезда светит, словно памятник надежде».
Похоронить себя Александра Пахмутова завещала рядом с любимым мужем на Новодевичьем кладбище Москвы.