Когда терпение кончилось: 4 способа избавиться от рекламных звонков
Берите на вооружение способы борьбы со спамом.
Телефонные звонки с ненужной вам рекламой услуг отвлекают от важных дел и раздражают. Занесение звонящих в черный список помогает мало: компании, занимающиеся рекламным обзвоном, используют айпи-телефонию, постоянно меняя номера. Все же есть способы борьбы со спамом:
Приложение с определителем номера.
Если на вашем смартфоне стоит банковское приложение (Сбера, Тинькофф Банка, Альфа-Банка, ВТБ и других), включите в его настройках возможность определять и блокировать вызовы. Что важно: эти приложения не получают доступ к контактам вашего телефона, поэтому можно не беспокоиться за безопасность.
При включенном определителе номера сомнительный входящий звонок помечается как подозрение на спам, и вы можете игнорировать его.
Кстати! Подобная функция есть и в приложении Яндекса. Она называется «Определитель номера» и предупреждает о нежелательных звонках даже в Ватсапе.
Умный автоответчик.
Он будет отвечать на звонки и общаться со спамерами вместо вас. Такие роботы-секретари есть в некоторых приложениях банков (например, Олег от Тинькофф) и того же Яндекса (Алиса). Они ведут запись разговора, и вы позже всегда можете прослушать его. Имеется у такого анти-спама и свой минус: с роботом придется общаться всем, кто вам звонит, в том числе начальнику или родственнику, — а это не всегда удобно.
Блокировка.
У всех основных операторов сотовой связи – МТС, «Билайна», «МегаФона» и Теле2 – есть услуга блокировки нежелательных и подозрительных звонков. Стоит она от 1 руб. в день и довольно эффективно фильтрует входящий спам.
Жалоба на спамера.
Спам-звонки запрещены законом*. Он оговаривает, что звонить с рекламой услуг без согласия потребителя нельзя. Но беда в том, что мы, зачастую сами того не ведая, соглашаемся на рекламные рассылки и звонки. Например, регистрируясь на сайте магазина, банка, медицинского центра или оформляя карту лояльности, мы редко читаем длинные соглашения, в которых прописана и политика по хранению и передаче наших данных. Там часто и бывает запрятано согласие на получение рекламы.
Так что если вам упорно звонят из банка или от оператора связи с рекламными предложениями, изучите договор. Обнаружите, что в нем есть согласие на получение рекламы, – отзовите его через форму обратной связи на сайте компании.
Куда жаловаться?
Если спамеры звонят без вашего на то согласия – жалуйтесь:
- В Роскомнадзор. Заполните форму для обращения на сайте ведомства rkn.gov.ru. В качестве доказательства укажите номер телефона, с которого вам звонят рекламщики. Хорошо приложить запись разговора, но можно обойтись и без этого. В ведомстве выдадут спамеру предупреждение или обратятся в суд, после чего нарушителя оштрафуют. За рекламные звонки предусмотрены большие штрафы**. В апреле они были существенно увеличены. Компании, распространяющие спам, теперь могут быть оштрафованы на сумму до 1 млн руб.
- В Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Сюда обращение придется направить по почте: delo@fas.gov.ru или подать в территориальный орган по месту жительства. На сайте ведомства fas.gov.ru есть также ссылки для подачи жалоб непосредственно операторам связи. Можно воспользоваться ими. После проверки оператор заблокирует номер, откуда идет спам.
* Закон о рекламе No 38-ФЗ. ** Ст. 14.3 КоАП РФ.
Ольга Дворникова