04 Марта 2023/ 21:35

#журнал Оракул #журналы ИМ Медиа #Наука #Технологии

От патента 1816 года до турбин: названы ядерные варианты получения энергии в космосе

Наталья Бирюкова   04 Марта 2023/ 21:35

Попытки использовать атомную энергию для зондов делались давно.

Космический аппарат «Кассини»

Космический аппарат «Кассини»

Попытки приспособить достижения атомной энергетики к космической технике предпринимались давно. К примеру, в составе разведывательных спутников, межпланетных зондов, луноходов и марсоходов используются радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГ).

Однако они имеют низкий кпд и ограничения: самый мощный из них GPHS-RTG, которым располагают долгоживущие исследовательские аппараты «Улисс», «Галилео», «Кассини-Гюйгенс» и «Новые горизонты», дает 4 400 ватт тепловой мощности и всего лишь 300 ватт электрической.

В 2000 году, пытаясь повысить эффективность установок с РИТЭГ, американские инженеры предложили проект ASRG (Advanced Stirling Radioisotope Generator) — генератора, в котором используется принцип работы машины, запатентованной еще в сентябре 1816 года шотландским изобретателем Робертом Стирлингом.

В этой машине газ или жидкость двигается в замкнутом объеме за счет периодического нагрева и охлаждения. Она способна работать не только от сжигания топлива, но и от любого источника тепла, что идеально подходит для РИТЭГ.

Авторы проекта ASRG собирались построить установку с электрической мощностью 140 ватт при 500 ватт тепловой. Ожидания были высоки: новый генератор на принципе Стерлинга собирались ставить на космические аппараты для высадки на Европу, спутник Юпитера, на Титан, спутник Сатурна, для полета к Урану.

Однако инженерам не удалось стабилизировать мощность генератора: она часто и непредсказуемо менялась по величине. В конце 2013 года, после того как стоимость проекта выросла до 260 миллионов долларов, на 110 миллионов больше, чем ожидали, проект был закрыт.

Космический аппарат "Кассини"

Скорее всего, РИТЭГ не получат значительного развития. И проблема не в сложностях повышения эффективности, а в том, что наилучшее топливо для них — изотоп плутония-238 — стало дефицитом из-за остановки его производства в середине 1980-х годов.

Сейчас его восстанавливают, но стоимость новых генераторов будет намного выше, чем раньше, когда топлива было в избытке.

В этой связи куда перспективнее выглядит российский проект ядерного буксира «Зевс». Его конструированием занимаются с 2009 года, и скоро процесс войдет в стадию изготовления летного образца.

Схема работы энергетической установки «Зевса» довольно проста: гелий-ксеноновая смесь прокачивается через урановый реактор и после нагревания вращает турбину, соединенную с электрогенератором и компрессором, который обеспечивает циркуляцию теплоносителя по замкнутому контуру.

Для сброса избыточного тепла смесь далее проходит через теплообменные аппараты, которые соединены с радиаторами-излучателями. Основными потребителями энергии являются полезная нагрузка и электроракетные двигатели.

Применение турбинного способа получения электричества позволяет резко увеличить мощность — до 5–6 мегаватт. Однако в настоящее время проектируется только прототип «Зевса», рассчитанный на 0,5 мегаватта.

Он послужит для испытаний, поскольку нет полной ясности, как поведут себя все его агрегаты в космосе. Запуск прототипа запланирован на 2030 год.

Антон Первушин

Дармовая энергия: почему солнечные батареи не подходят для полетов на Марс

Подробнее

Источник: Журнал «Оракул» / Фото: globallookpress.com