Если бы не Брежнев, никто бы этот фильм не увидел: самая проблемная лента советского кинематографа
Картину с трудом досняли.
Советский кинематограф подарил миру немало шедевров, но среди них есть и такие картины, которые на протяжении долгого времени проходили через тернии цензуры, проблем и запретов. Одним из ярчайших примеров «проблемных» фильмов, который ценой множества трудностей все же дошёл до зрителя, стала легендарная лента «Белое солнце пустыни».
История этого фильма началась еще на этапе сценария, и сразу же встретила массу препятствий. Первоначальный сценарий, который должны были написать Андрей Кончаловский и Эдуард Горенштейн, был отклонен критиками студии «Мосфильм» — им показалось, что он не дотягивает до нужного уровня.
Второй вариант сценария подготовил Валентин Ежов, который советовался с Рустамом Ибрагимбековым, «специалистом» по восточной тематике, хотя на самом деле Ибрагимбеков мало что знал о Востоке и не бывал в тех местах, обрисованных в фильме, что повлияло на качество сюжета. В итоге то, что оказалось в фильме, — это по сути квинтэссенция импровизации и художественного вымысла.
Несмотря на сложности с сюжетом, съёмки доверили режиссеру Владимиру Мотылю, который на тот момент был отстранен от своих предыдущих проектов. Он без особого выбора взялся за дело, которое было воспринято в студии также без особого энтузиазма.
Во время съемок происходили настоящие курьезы и даже криминальные инциденты: например, мафия Махачкалы обокрала съемочную группу до нитки прямо в первый же день, и чтобы продолжить работу, режиссерам пришлось найти главаря банды и уговорить его на эпизодическую роль в фильме в обмен на возврат реквизита.
Кроме того, фильм стал рекордсменом по количеству переснятых сцен. Так, одна из ключевых ролей — Федора Сухова — сначала играл Георгий Юматов, но он успел пострадать в потасовке и покинул проект. На его место пришел Анатолий Кузнецов, который до этого сыграл в многих известных лентах.
Еще памятна сцена, где Саид (Спартак Мишулин) зарывается в песок под палящим солнцем — чтобы спастись от жары, актеру даже смастерили специальную деревянную камеру. Но, увы, после съемки пленка оказалась бракованной, и сцену пришлось переснимать заново.
В процессе постпродакшн фильм подвергался жесткой цензуре — Мотылю даже на четыре месяца запретили работать над картиной. Ряд сцен и отдельных моментов неоднократно вырезался и переделывался, что делало фильм менее цельным. Смонтированный вариант вызвал много споров и критики в студии.
И лишь мощное личное вмешательство Леонида Брежнева спасло картину — именно он подписал разрешение на выход на экраны первого советского «истерна». Без этого решения «Белое солнце пустыни» могло долгие годы просто пылиться на полках. Впоследствии фильм обрел огромную популярность, а фраза «Восток — дело тонкое» стала крылатой и вошла в повседневный лексикон.