#Журнал «Все загадки мира» #журналы ИМ Медиа #История
«Зверь», садист или просто циник: историки по сей день спорят, кем был Генрих Ягода
В 1930-х годах его имя произносили с ужасом.
Предшественник Ежова и Берии, Генрих Ягода развязал репрессивную политику чисток и сам стал ее жертвой. А может, все было не совсем так?
Был ли Ягода «зверем», патологическим садистом, каким его иногда представляют противники? Вряд ли. Тут скорее можно говорить о беспредельном цинизме этого человека, любившего менять покровителей, принципы и маски. Да, в его времена начались расправы над большевиками, неугодными Сталину.
До этого под репрессии подпадали только представители других партий. Но ни с посадками, ни тем более с расстрелами Ягода не усердствовал. За все время его работы в органах было вынесено порядка 5 000 смертных приговоров. Не сравнить с размахом будущего ежовского двухлетия!
Он создал систему лагерей, которая пришла на смену тюрьмам и каторге. Идея вполне коммунистическая и прогрессивная: давать возможность заключенным трудиться, понемножку зарабатывать свой хлеб, чтобы потом вернуться к жизни, отказавшись от уголовного прошлого.
Другое дело, что попадали туда зачастую абсолютно невиновные люди, оговорившие себя под пытками. А надзиратели и тюремщики обращались с ними с неимоверной жестокостью, хотя целей изничтожить лагерников у них не было. Но существовать и работать заключенным приходилось в поистине нечеловеческих условиях.
Впрочем, в те времена и свободные граждане СССР жили плоховато.
Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ