#Журнал «Архивы XX века» #журналы ИМ Медиа #История
Злой рок Эрнеста Хемингуэя: что сгубило «чемпиона пишущей машинки»
Писатель был олицетворением мужества, которое в конце концов безжалостно покинуло его.
Слава пришла к Хемингуэю в зените жизни. Читателей увлекали его мужественные романы, восхищала яркая, полная приключений жизнь.
Еще бы! Ведь этот человек участвовал во всех войнах, разыгравшихся на Европейском континенте, обожал бои быков, дружил с матадорами. Но, по его собственному признанию, больше всего на свете Эрнест любил охоту, рыбалку и… писательский труд.
Он дважды пережил авиакатастрофу, был олицетворением мужества, которое в конце концов безжалостно покинуло его. И покончил с собой, страшась надвигающейся депрессии.
Психологическая травма
Психологический надлом в жизни молодого человека произошел после самоубийства отца в декабре 1928 года. Конечно, этот поступок можно было вполне рационально объяснить.
Папаша Кларенс всегда был чувствительным и слабовольным, так что, когда врачи сообщили ему, что вследствие обострения диабета у него случилась закупорка сосудов и требуется ампутировать ногу, бедняга счел за лучшее самостоятельно положить конец мучениям…
Как ни странно, в этой трагедии Эрнест усмотрел вину матери: ему казалось, что суровая и не слишком улыбчивая Грейс как-то подтолкнула мужа к страшному решению, во всяком случае, не сделала всего, что могла, дабы удержать его.
А может быть, обвиняя мать, на которую он был очень похож, Эрнест подсознательно перекладывал на ее плечи собственный грех? Возможно, именно себя в глубине души винил он в бессердечии и невнимании?
Ведь, в отличие от отца, юный Хемингуэй был человеком жестким и не склонным к сантиментам… Впрочем, за суровостью нередко скрывается неуверенность в собственных силах.
Личная жизнь
Похоже, именно так было у Хемингуэя: причину многочисленных романов с женщинами и скоропалительных расставаний писателя связывают с хорошо описанной им постоянной потребностью доказывать свою мужественность.
Первый раз он женился в 1921 году на Хэдли Ричардсон. Через шесть лет развелся и взял в жены Паулину Пфайфер. За ней последовала Марта Геллхорн. И последней — четвертой — женой стала Мэри Уэлш.
При этом ни один брак не мешал не только многочисленным интрижкам на стороне, но и феноменальной работоспособности писателя: не зря старину Хэма называли чемпионом пишущей машинки. Он, как никто другой, умел один и тот же сюжет реализовать сначала в репортаже, потом в рассказе, а затем и в романе.
Всемирная известность пришла к Хемингуэю в 1938 году, когда он был военным корреспондентом в Испании и выступал на стороне республиканцев. Именно тогда его репортажи и сборники рассказов начали расходиться миллионными тиражами.
Звездный час и алкоголизм
В 1944 году Хемингуэй принял участие во вторжении союзников в Нормандию и во главе отряда французских партизан одним из первых вошел в освобожденный Париж. К этому же периоду относилось и начало главной болезни писателя — алкоголизма.
Так, после взятия Парижа он заперся в номере отеля «Риц» с несколькими ящиками трофейного шампанского и коньяка и не покидал номер, пока спиртное не кончилось. Обычно же в течение дня Хемингуэй выпивал три бутылки итальянского красного сухого вина Valpolicella, перемежая его коктейлями дайкири, мартини, текилой, бурбоном и скотчем.
В 1952 году вышла в свет небольшая повесть «Старик и море». Как говорится, на следующее утро Хемингуэй проснулся знаменитым. Да что там знаменитым: с этого момента и на долгие годы он стал кумиром публики, символом своего поколения.
Успех повести вряд ли был превзойден кем-либо потом: только в течение первых 48 часов было распродано более 5 миллионов экземпляров!
К сожалению, звездный час пробил не для уверенного в себе мужчины, а для тяжелобольного человека: спустя всего два года, когда Хэму присудили Нобелевскую премию, он уже был не в состоянии даже присутствовать на торжественной церемонии.
Писатель жил на Кубе, его преследовали маниакальные страхи, повсюду мерещились агенты ФБР. Хемингуэй почти ничего не писал, пил и часто заговаривал о самоубийстве.
Последний счет
Покончить с собой Хемингуэй пытался неоднократно, но всякий раз кто-то успевал помешать ему. Однако навязчивая идея и алкоголь продолжали разрушать мозг писателя, и Мэри Уэлш боялась оставлять мужа одного. Но, как говорится, на всякий час не убережешься.
1 июля 1961 года она затащила Эрнеста в ресторан. Впервые за долгое время Хэм казался довольным и умиротворенным. Мэри радовалась хорошему вечеру. Только вот ближе к ночи у нее разболелась голова, так что спать она устроилась не рядом с мужем, а в соседней комнате. Утром она проснулась от сильного грохота…
В дальнейшем, исследуя поведение писателя, большинство психиатров сошлись в том, что он страдал ярко выраженной паранойей, усугубленной многолетним алкоголизмом.
Возможно, в заключении врачей есть доля истины. Но ведь не только Эрнест и его отец покончили жизнь само убийством, но и дед писателя!
Более того, младший брат Эрнеста, Лестер, тоже свел счеты с жизнью в 1982 году. Намеренно ушла из жизни и дочь Хемингуэя. При невыясненных до сих пор обстоятельствах скончались одна из его бывших жен и племянница.
Как будто злой рок витал над этой семьей…
Кстати, в одном из интервью внучка Эрнеста Хемингуэя Мэриам призналась, что живет в вечном страхе и отчетливо понимает, что желание свести счеты с жизнью однажды может догнать и ее.