Желание дьявола: почему Петра I не хоронили шесть лет после кончины
Император умирал в муках.
Народ шептался: «Проделки чернокнижника!»
– Император скончался! – объявили 28 января 1725 года.
Умирал Петр I в муках. 15 дней самодержца терзали боли, от которых он страшно кричал. В последние сутки сил хватало уже только на стоны. Они стихли в шесть утра 28 января, и доктора констатировали смерть. Ее причиной стало воспаление мочевого пузыря, перешедшее в гангрену из-за задержки мочи, вызванной сужением мочеиспускательного канала. Но народу сказали, что 52-летний государь умер из-за воспаления легких.
Спустя полчаса вдова Екатерина Алексеевна пригласила к скорбному ложу 44-летнего художника Ивана Никитина, дабы он запечатлел посмертный образ «любушки моего Петруши». Портретисту хватило на наброски 12 часов. После чего из конторки Зимнего дворца с трудом вытащили двухметровое тело Петра I для вскрытия. Это новшество он ввел сам за несколько лет до своего ухода. Извлекли внутренности. Изучили. Но почему царя не хоронили… более шести лет?
Сон с продолжением: как Петр I едва не казнил жену за измену
Таково, мол, желание дьявола!
По новым правилам упокоения государей, что Романов принес с Запада, с умершим надлежало прощаться… 42 дня. Тело и внутренности следовало забальзамировать. Этим занялся друг и сподвижник Петра I 55-летний Яков Брюс. Он возглавил «Печальную комиссию» по организации похорон. На бальзамирование по рецепту Якова Вилимовича ушло двое суток. После чего тело императора выставили в «Меньшей зале» Зимнего дворца.
А спустя две недели перенесли в богато оформленную, с задрапированными черным бархатом потолком и стенами «Печальную залу». В центре было установлено возвышение, покрытое алым бархатом и расшитыми золотом коврами. На этом возвышении стоял покрытый золотой парчой гроб под балдахином. Император возлежал в гвардейском мундире, в изголовье были разложены короны. Вдоль стен стоял почетный караул. Подданные, приезжавшие со всех концов страны, тянулись во дворец бесконечной очередью…
10 марта венценосного покойника перенесли в Петропавловскую крепость. Там в недостроенном Петропавловском соборе возводилась усыпальница Романовых. Траурную колесницу везли восемь лошадей. По сторонам от нее шествовали 60 артиллеристов с зажженными свечами. А над гробом 10 штаб-офицеров несли на серебряных древках с гербами балдахин. Его покров придерживали за золотые кисти два полковника.
За колесницей несли царские регалии – государственное яблоко, скипетр, ключ, меч, алмазную шапку, 11 корон всех царств, входящих в состав России, личную печать и царский штандарт. Следом шли вдова, сподвижники, чиновники и придворные. Сильно мело. Но 40-летняя Екатерина проделала весь скорбный путь пешком. Потом народ. В последний путь Петра I провожало 10 000 человек!
Траурная процессия проследовала по льду Невы от дворца к крепости. Там гроб переместили на катафалк, установленный в маленькой временной деревянной церкви. Закрыли крышку, сверху накинули императорскую мантию и… оставили. Подданным сказали, мол, вот достроится собор с усыпальницей, тогда и предадим земле царя.
Прошло два года. И весной 1727-го рядом с мужем… легла Екатерина I. Она умерла от гноя в легком. Государыню бальзамировал тот же Брюс. И ее… тоже не похоронили! Народ шептался: «Проделки чернокнижника!» Так звали Якова Вилимовича.
Он был естествоиспытателем, астрономом и инженером. И народ верил, что якшается с Сатаной! От него, мол, и получил «дар чародея и все знания мира». Пообещав за это, что души Петра и жены его останутся «неприкаянными». Таково, мол, желание дьявола!
Красноармейцы пришли в шок
Яков Брюс хотел возвести для друга-императора мавзолей. И пытался вывести формулу «вечного бальзамирования», которая позволила бы держать тело там «напоказ благодарным потомкам». Но никак не получалось. А вот мавзолей начали было возводить. Денег уходило много, но Екатерина I не скупилась.
А после нее к власти пришел внук Петра – 11-летний Петр II. За ребенка правили дворянские группировки. И о непогребенных правителях все… забыли. Как и о строительстве мавзолея и Петропавловского собора с усыпальницей. В январе 1730 года 14-летний император умер от оспы. И престол заняла племянница Петра Великого 37-летняя Анна Иоанновна.
О том, что дядя и его жена не преданы земле, узнала только через год правления. И возмутилась: какой ужасный грех! Распорядилась похоронить. И 21 мая 1731 года царственные супруги были наконец упокоены в усыпальнице по православным обычаям. Свой последний приют великий реформатор обрел через шесть лет и 23 дня после смерти. Перед захоронением гробы открыли и на головы покойникам водрузили золотые короны. На дно могил положили ящики с внутренностями, сверху поставили саркофаги. И закрыли ямы плитами.
Когда в 1921 году гробница императора была вскрыта, красноармейцы пришли в шок. Петр I лежал как живой. Формула «временного бальзамирования» Якова Брюса сработала!