Юрий Яковлев: Он знал, что уходит навечно! И успел нам сказать: «Будьте счастливы!»
Новый, 2014, год стал первым, который мы встречали без Юрия Яковлева.
В декабре 2013-го актера похоронили на Новодевичьем кладбище Москвы. И в праздничную ночь, когда наступал 2014-й, страна смотрела «Иронию судьбы», «Гусарскую балладу», «Ивана Васильевича» сквозь слезы.
Было больно от одной лишь мысли: нашего Ипполита, поручика Ржевского, царя-управдома больше нет. Яковлева оплакивали всей страной. Почему? Может, потому что он сумел стать родным каждому из нас? Мы же без него и Новый год себе не представляем! Пока не дождешься самого смешного в «Иронии судьбы» эпизода с купанием Ипполита в ванной, пока не услышишь коронную фразу: «О-о-о, тепленькая пошла», – за стол ведь сесть невозможно…
О болезни – ни слова
У Юрия Васильевича была ишемия. При ней из-за поражения сосудов нарушается кровоток в сердечной мышце. Сердце – и без того изношенное – остается без питания. И просто не может биться. Сначала замирает. А потом останавливается навечно.
Яковлев знал: этот недуг смертелен. В последние годы его жизни коллеги по театру отмечали – Юрий Васильевич очень слаб, очень плох. Он даже с трудом ходил. Но тем не менее продолжал появляться на сцене. И зрители не догадывались, чего ему это стоило!
Сам же артист никогда ни на что не жаловался! На вопросы о самочувствии неизменно отвечал: «Со мной все в порядке!»
Он был очень скромным! – плакали потом у гроба Яковлева друзья. – Юра просто боялся как-то обременить собой людей!
Вот Яковлев и «не обременял» – пока был жив, молчал о болячках. И родных просил молчать. Иначе народ за него начнет волноваться, станет думать – нельзя ли чем помочь? А чем тут поможешь? 85 лет, слабое сердце… Без шансов.
«Всем, кто меня помнит!»
Юрий Васильевич предчувствовал, что скоро уйдет на Небеса. Но успел со всеми попрощаться!
Незадолго до смерти он собственноручно подписал свой фотопортрет, где обнимает любимого пса Буса. И то послание стало его трогательным завещанием всем нам – его поклонникам, его зрителям:
«Мои самые искренние, дружеские и сердечные пожелания всем, кто меня знает, любит и помнит! Счастья Вам всем, и дай Бог всем здоровья! Будьте счастливы! С Богом!».
Юрий Васильевич желал, чтобы именно этот портрет стоял у его гроба на похоронах. Актер ведь еще при жизни спланировал всю эту траурную церемонию! Умолял: чтоб никаких трагически-возвышенных речей, никаких громких слов, восхвалений. Пусть под сводами родного театра звучат лишь музыка и его голос, читающий стихи любимой Марины Цветаевой.
…Все сделали так, как он хотел. На похоронах были и поэзия, и портрет артиста с его пожеланием всем нам – живым: «Будьте здоровы и счастливы!» Последние слова, которые Яковлев начертал своей рукой…
Юрий Васильевич, вдруг вы нас сейчас слышите там – на Небесах? Мы говорим вам: «Спасибо за все!» За ваши теплые напутствия, за ваши роли, за свет и радость, которые вы несли нам всю свою жизнь.