Юридически мертвы: как использовали пот и окровавленные туники гладиаторов
Цирковые бойцы считались в Риме самой презираемой кастой рабов.
Битва гладиаторов в древнем риме (сцена из Голливудского фильма, 1920г.)
Римский историк Плиний Младший утверждал, что гладиаторские игры разжигают мужество и побуждают сердце к подвигам. В то же время философ-стоик Сенека с презрением писал о гладиаторских боях:
«Человека — предмет для другого человека священный — убивают ради потехи и забавы…»
В Риме постоянно шла дискуссия о допустимости подобных зрелищ, но популярность их среди народа снимала всякие вопросы.
История игр
История гладиаторских боев была освящена древней традицией. Римляне называли ее «мунус» или «мунера», что можно перевести как «долг» и, в частности, «долг перед умершими». Изначально смертельные состязания считались частью похоронных церемоний, при помощи которых воздавали последние почести.
Сами италийцы признавали, что идею устраивать мунус они переняли у древних этрусков, которые в свою очередь позаимствовали ее у античных греков. На страницах «Илиады» Гомер приводит типичный пример: Ахилл на похоронах своего друга Патрокла принес в жертву 12 троянских воинов. На тризне Ахилл говорит:
«Возрадуйся, Патрокл, даже в царстве Аида. Готов я сделать то, что обещал тебе. Двенадцать отважных сынов благородной Трои вместе с тобой исчезнут в пламени костра».
Судя по археологическим находкам, именно в Кампании, области Южной Италии, населенной выходцами из Греции, человеческие жертвоприношения начали заменять на смертельные поединки.
По сообщению Тита Ливия, в 308 году до н. э. римляне, одержавшие победу над самнитами, ограничились тем, что разместили захваченное оружие и доспехи в своем форуме. Тогда как их союзники, кампанцы, обрядили в эти доспехи гладиаторов, дававших представления на пиршествах, и прозвали их самнитами.
Скорбное зрелище: как выглядит древнеримский «Чернобыль» сегодня
Успех гладиаторов
Ко II веку до н. э. в Кампании уже существовали гладиаторские школы, готовившие лучших бойцов. Письменные записи о гладиаторских боях появляются с началом Пунических войн. Большое количество пленников, появившихся в Риме, способствовало развитию индустрии кровавых зрелищ.
В 264 году до н. э. сыновья Юния Брута Перы во время похорон отца выставили на Бычьем Рынке три пары фехтовальщиков, бившихся насмерть. Дальше — больше: в 216-м в погребальных играх в честь Эмилия Лепида на форуме сражались уже 22 пары бойцов.
Гладиаторские игры набирали популярность по экспоненте (по нарастающей, прим. ред.). Сначала основной частью мунуса все же оставались бесплатные пиршества с раздачей денег и еды римским простолюдинам. Но в 174 году до н. э., после кончины прославленного полководца Тита Квинкция Фламинина, гладиаторские игры были модифицированы.
Незадолго до смерти он составил завещание, которое кардинально меняло планирование игр. Мунус в его честь продолжался в течение трех дней и включал более 70 гладиаторских сражений.
Это был первый случай, когда игры проходили отдельно от похорон. По наказу умершего распорядители устроили игры в декабре во время праздника Сатурналий, когда римляне не работали и в полной мере могли насладиться зрелищем.
К началу I века до н. э. гладиаторские бои все больше выходили из религиозной сферы, становясь верным оружием в политической борьбе аристократических семейств. Так в 65 году до н. э. Гай Юлий Цезарь устроил бои гладиаторов в честь своего отца, умершего 20 лет назад.
С точки зрения традиции все было соблюдено, но Цезарем двигала отнюдь не сыновья любовь. Именно в этот период он добивался должности эдила — магистрата, отвечавшего за общественные здания, дороги и храмы. На арене бились 320 пар гладиаторов, одетых в доспехи из чистого серебра.
Цезарь выставил на праздничные игры учеников из своей гладиаторской школы в Капуе, где одновременно могли тренироваться до 5 000 бойцов. Пышные игры снискали Цезарю поддержку плебеев, и он получил заветный пост.
Ответом на вопиющий подкуп народа стало принятие закона, запрещающего кандидатам в магистраты за два года до выборов «давать гладиаторов».
Школы для бойцов
Цирковые бойцы считались в Риме самой презираемой кастой рабов. Даже галерные фурии и смертники из каменоломен имели более высокий статус. По сути, попав в гладиаторскую школу, преступники или пленники юридически уже были мертвы, становясь ритуальной жертвой.
С другой стороны, обученные гладиаторы ценились очень высоко: их можно было выгодно продать, сдать в аренду или обменять на породистых лошадей. А отдельные бойцы, пользовавшиеся популярностью, сами могли сколотить приличное состояние.
Патриции и богатые купцы осыпали их подарками, а благородные дамы не гнушались провести ночь с гладиатором. Дошло до того, что пот бойцов начали использовать как духи, а окровавленные туники продавали в качестве талисманов.
Гладиатор, участвующий в боях в течение нескольких лет и оставшийся в живых, мог получить свободу. Такие бойцы — рудиарии — награждались деревянным мечом, который считался символом их свободы. Они продолжали сражаться на арене или уходили на покой, выбирая более спокойное ремесло тренера.
Некоторые вольноотпущенники были настолько богаты, что сами покупали гладиаторские школы. Таких людей, для которых содержание и обучение гладиаторов было единственной профессией, называли ланистами. Они, на свой страх и риск, скупали сильных молодых рабов и опытных гладиаторов, а затем сдавали их внаем устроителям игр.
Для удачливых дельцов управление гладиаторской школой было путем к быстрому обогащению. Впрочем, подобная профессия вызывала презрение в обществе и закрывала доступ к любым государственным должностям.
На пути к Колизею
В имперский период Рима гладиаторские бои приобрели особую популярность. От простых поединков устроители игр перешли к воссозданию эпических сражений, в которых могли участвовать тысячи бойцов. Звериные травли с участием львов, носорогов и пантер сменялись водными баталиями, и вновь на арену выходили прославленные фехтовальщики.
Так в 46 году до н. э. Юлий Цезарь отмечал свой триумф над Галлией, Египтом и Понтом. В дни празднеств в Большом Цирке разыграли масштабную битву между двумя армиями. На арене построили укрепленные лагеря, в которых разместилось по 500 пехотинцев, 300 всадников и 20 боевых слонов с каждой стороны.
Кровавое побоище длилось весь день, пока войска одного из отрядов полностью не уничтожили противников. В том же году прошла первая навмахия — водное сражение, изображавшее схватку между тирийским и египетским флотом.
Устраивая грандиозное зрелище, Цезарь, ставший к этому времени единоличным диктатором, старался заручиться поддержкой народа. Для реализации амбициозного плана Марсово поле, представлявшее собой низменность к северу от городских стен, превратили в искусственное озеро.
Сообщения о невиданном зрелище вызвало всеобщее оживление. Очевидец писал:
«Отов сюду стекалось столько народу, что много приезжих ночевало в палатках по улицам и переулкам; а давка была такая, что многие были задавлены до смерти, в том числе два сенатора».
Ожидания народа стократно оправдались, ведь в грандиозной бойне участвовало более дюжины галер и около 3 000 воинов.
Цезарь вошел в раж и не остановился на достигнутом. В следующем году он устроил гладиаторские игры в память о своей дочери Юлии. В этот раз диктатор, уже полностью уверенный в собственных силах, справлял тризну по женщине, что шло вразрез с общей традицией.
К тому же главными звездами боев стали не рабы или преступники. В качестве изюминки зрелищ распорядители заявили смертельный поединок между двумя аристократами. Представители древних фамилий Квинт Кальпена и Фурий Лептин должны были драться на потеху черни.
Незадолго до этого они встали на сторону Помпея, соперника Цезаря, подписав себе смертный приговор. Единственным способом избежать казни был для них путь на арену.
История гладиаторских игр насчитывает не менее 600 лет. Даже после триумфа христианства в конце IV века частные лица продолжали устраивать гладиаторские игры. Только падение Римской империи под натиском варваров смогло положить конец этому кровавому виду спорта.
Михаил Жаровский