«Война» Бледной и Алой розы: чем закончился модный баттл эпохи гранд-кокоток
Портным приходилось создавать две линейки одежды: одну для светских леди, другую — для дам полусвета.
Лиана де Пужи
XIX век в Европе закончился уходом от классовой системы, что повлекло за собой отказ от пуританской сдержанности и упрощение отношений между полами. На сломе эпох Париж заслужил славу свободного города, где правили бал актрисы варьете и блистательные куртизанки.
Дамы полусвета
Существовал и еще один класс свободных женщин, которые успешно совмещали сценическую карьеру с жизнью невероятно дорогих содержанок, — кокотки. В отличие от куртизанок, они были настолько популярны в обществе, что сами могли выбирать претендентов, достойных их благосклонности.
Среди кокоток еще меньшую группу составляли гранд-кокотки — дамы, сравнимые по своей популярности с современными кинозвездами или топ-моделями со страниц глянцевых журналов.
С легкой руки Дюма-младшего гранд-кокотки получили прозвище «дамы полусвета», что говорило об их неоднозначном положении. С одной стороны, они были желанными гостьями модных салонов, поклонники соревновались, чтобы заслужить их внимание, а с другой — гранд-кокотки оставались за бортом официальной жизни Парижа.
Никто бы не додумался пригласить гранд-кокотку на званый ужин, где могли присутствовать светские дамы. Танцовщицы, балерины, оперные примы — их имена гремели на всю Францию: Мата Хари, Клео де Мерод, Каролина Отеро и, конечно же, несравненная Лиана де Пужи.
Урок от Маты Хари: как в старушку Европу ворвался стриптиз
Как Анна стала Лианой
Анна-Мария Олимпия Шассень родилась 2 июля 1869 года в коммуне Ла Флеш на берегу Луары. Ее родители были представителями респектабельных семейств: отец — офицер кавалерии, мать-испанка происходила из рода потомственных военных.
Из-за постоянных переездов родителей, связанных с карьерой отца, Анну отдали на воспитание в монастырь урсулинок в Морбиане. Возможно, именно строгие правила в церковной школе вызвали у Анны отторжение к общепринятым нормам морали, что сильно повлияло на ее дальнейшую судьбу.
Когда девушке исполнилось 16 лет, она сбежала с морским офицером Арманом Пурпе. Вскоре оказалось, что Анна беременна, и Арману пришлось жениться на молодой любовнице. Семья Шассень дала благословение на брак, который, однако, не принес никому счастья. Арман оказался жестоким человеком. Он любил выпить и в приступе ревности нередко избивал жену.
Через девять месяцев Анна родила сына, но это не исправило положения. Побои и сцены ревности продолжались, а когда вернувшийся из отъезда Арман застал Анну в объятиях своего сослуживца, он просто взбесился и выстрелил убегавшей жене в спину. Этот эпизод стал финалом семейной драмы. Анна отправила сына к бабушке в Суэц, а сама в поисках счастья сбежала в Париж.
Богемная жизнь большого города пленила девушку, а знакомство с известным драматургом Анри Мельяком определило дальнейшее развитие ее сценической карьеры. Покоренный изящной красотой Анны-Марии, он помог ей занять место в труппе модного варьете «Фоли-Бержер». Анна стремилась стать актрисой, и работа танцовщицы казалась ей лишь трамплином на пути к настоящей славе.
В то же время она попробовала себя в роли дорогой куртизанки. Это была еще не та гранд-кокотка, за личной жизнью которой следили все европейские газеты, но богатые поклонники уже оказывали ей всевозможные знаки внимания.
Известно, что начинающая актриса брала уроки сценического мастерства у несравненной Сары Бернар. Правда, говорят, дива была невысокого мнения о талантах своей ученицы и посоветовала Анне поменьше открывать рот на сцене и уповать на свою красоту.
К слову сказать, Анна действительно была очень красива — стройная, с тонкими благородными чертами лица и полными чувственными губами. Чтобы привлечь еще больше внимания, она взяла сценический псевдоним Лиана де Пужи, что вполне отвечало духу времени.
Лиана де Пужи
Взлеты и падения куртизанок
Нельзя сказать, что Лиана де Пужи была простой содержанкой. Она много и плодотворно работала. Танец, пантомима, авангардные театральные постановки — она бралась за все это с неизменным упорством.
Правда, список ее богатых поклонников тоже поражает: принц Уэльский Альберт, американский бизнесмен Уильям Вандербильт и король Бельгии Леопольд II, который, впрочем, предпочел ей другую грацию полусвета — Клео де Мерод, за что получил унизительное прозвище Клеопольд.
Лиана де Пужи оказалась даровитой писательницей и между 1899 и 1904 годами опубликовала несколько романов и свою знаменитую «Сапфическую идиллию». Благодаря прекрасному вкусу Лиана стала редактором женского журнала и дружила с самыми знаменитыми кутюрье.
Парижская мода начала XX века стремительно менялась. Эпоха гранд-кокоток наложила на нее заметный отпечаток. Портным приходилось изворачиваться и создавать две линейки одежды: одну для светских леди, другую — для дам полусвета, и эти наряды не должны были пересекаться ни в материалах, ни даже в абрисе силуэтов. Ведь на светскую персону, замеченную в туалете, даже отдаленно напоминающем наряд куртизанки, мгновенно падала несмываемая тень.
Гранд-кокотки всегда шли на шаг впереди. Они могли позволить себе смелые наряды и эксперименты в одежде. Лиана де Пужи вспоминала, что к ней лично приезжал лучший портной Парижа Поль Пуаре с коробками и саквояжами и презентовал десятки нарядов, каждый из которых был очаровательней предыдущего.
Но, как ни странно, Лиана де Пужи предпочитала скромные элегантные вещи, подчеркивавшие ее природную красоту, за что получила прозвище Бледная роза. Главной соперницей Лианы считали Каролину Отеро, которая, напротив, любила вызывающие наряды кричащих цветов и была известна как Алая роза.
Финал заочной дуэли пришелся на 1897 год. По одной из версий, обе дамы были приглашены в шикарный парижский ресторан «Максим». Публика застыла в ожидании: какой же образ выберут соперницы? Отеро вошла в ослепительном платье, усыпанном изумрудами.
Но вот и Лиана: одетая в белое муслиновое платье простого покроя, с живой розой вместо броши, естественная и прекрасная, она скромно присела за столик. Следом за ней вошла ее камеристка, увешанная драгоценностями словно новогодняя елка.
Лиана пояснила: «Не могу носить тяжести, они портят осанку». Эффект был достигнут: Отеро уехала в ярости, а де Пужи праздновала триумф.
Каролина Отеро
Красоты короткий век
К 40 годам Лиана де Пужи достигла славы и богатства, но при этом женщина прекрасно понимала, что ее время уходит. На пике своей популярности Лиана встретила румынского князя Георгия Гика, который был младше ее на 10 лет.
Ни у кого не возникало иллюзий по поводу этого странного союза. Обедневшему Георгию требовались деньги, а Лиана жаждала получить настоящий титул княгини. Хотя она и добавляла к своему сценическому псевдониму благородную приставку «де», это была всего лишь красивая игра.
После свадьбы семья Гика поселилась на загородной вилле Кло Мари, которую Лиана купила в 1903 году. В этот раз семейная жизнь продлилась довольно долго, но в 1926-м, после бесконечных измен Георгия, супруги скандально расстались, хотя в дальнейшем так и не дошли до развода.
Князь оставил жену ради молодой любовницы Манон Тьюбо, с которой сбежал в Румынию. Лиана осталась в Париже, где открыла модный салон на улице Жакоб. Предприятие оказалось выгодным, и салон княгини Гика пользовался неизменной популярностью.
Многие из великих представителей Прекрасной эпохи стали его постоянными гостями. Здесь бывали Андре Жид, Айседора Дункан и Поль Валери. Но сама Лиана все больше уставала от публичной жизни.
В 1926 году она встретила сестру Мари-Ксавье, управлявшую приютом Сент-Аньес недалеко от Гренобля. Общение с набожной монахиней привело Лиану к кардинальной переоценке жизненных приоритетов. Она встала на путь милосердия и, пользуясь своими связями в обществе, занялась сбором средств для приюта.
В 1943-м бывшая гранд-дама полусвета приняла монашеский постриг и под именем Анна-Мария удалилась во францисканскую обитель. Лиана умерла в 1950 году, будучи смиренной монахиней, полностью изменившей свои взгляды.
Михаил Жаровский