09 Марта 2023/ 03:05

#журнал Оракул #журналы ИМ Медиа #История

Великий Моцарт vs «посредственный» Сальери: кто кому завидовал на самом деле

Наталья Бирюкова   09 Марта 2023/ 03:05

Это чувство в отношениях композиторов в самом деле присутствовало, но есть нюанс.

Моцарт и Сальери

Моцарт и Сальери - рисунок М.Врубеля, 1889г.

Зависть в отношениях Моцарта и Сальери в самом деле присутствовала, но совсем не в том ключе, как сочинил Пушкин в «Маленьких трагедиях». Впрочем, об этом позже.

Если рассматривать бок о бок биографии Сальери и Моцарта, то становится очевидно, кого злой рок изначально выбрал своей мишенью. Моцарт — потрясающе талантливый, но болезненный, психически неуравновешенный, находящийся под чудовищным давлением отца, и Сальери — не менее даровитый, упорный, общительный и популярный.

Суть в том, что «посредственный» Антонио Сальери, при всех своих мечтах и сожалениях, был на вершине мира. А великий (без иронии) Моцарт тогда смотрел на него снизу вверх — с нарастающим недовольством.

Всю суть противостояния Вольфганга Амадея Моцарта и Антонио Сальери действительно можно свести к зависти, но завидовал здесь именно Моцарт. Причем не столько сам, сколько под влиянием своего отца, Леопольда Моцарта, который терпеть не мог «понаехавших» в Вену итальянцев, загрязняющих великую австрийскую столицу своей мерзкой музыкой.

Успевал быть везде и сразу: как Антонио Сальери стал суперзвездой

Сальери, разумеется, стоял на первом месте в списке «загрязнителей». Моцартам — и старшему, и младшему — очень не нравилось, что какой-то итальянский выскочка заслужил полное доверие короля, а затем и вовсе начал преподавать пение принцессе Вюртенмбергской Элизабет.

Да, к числу бесконечных талантов Сальери еще относилась и педагогика — он обучал не только принцессу, но еще и Бетховена, Шуберта, Листа. Это же кошмар, «сын маминой подруги» в чистом виде, и никаких достижений Моцарта не хватало, чтобы это побить.

Со временем неприязнь немца к итальянцу переросла во вражду. Моцарт был уверен, что Сальери намеренно строит против него козни, когда сам Сальери про Моцарта знать не знал. Ну или знал на уровне нескольких произведений, считал достойным музыкантом, но на личном уровне явно ничего не замышлял.

Односторонняя вражда двух композиторов достигла пика, когда Иосиф II решил столкнуть их на музыкальном поединке, заказав обоим одноактную оперу на тему театрального закулисья. Сальери победил, и, как ни странно, после этого Моцарта «отпустило». Он спокойно признал победу соперника, перестал писать про него в письмах отцу, сосредоточился на работе.

Сергей Евтушенко

Подробнее

Источник: Журнал «Оракул» / Фото: commons.wikimedia.org