Спектакль произвел фурор. Зрители, коллеги и критики сошлись во мнении, что Гафт сыграл блестяще. Несколько месяцев «Женитьба» шла с аншлагом в театре Сатиры. Но через семь месяцев Валентин
Иосифович уволился.
В этот вечер, сразу после спектакля, главный режиссер собрал актеров в комнате отдыха и принялся разбирать их игру «по косточкам». Гафту досталось больше всех. Каких только претензий по поводу «топорной игры» не высказал мастер! А «вишенкой на торте» стало восклицание:
– И вообще, вы – никакой не граф! По сцене «Сатиры» ходит урка! Позор!
– Но в этом-то и была изю-минка, – говорит 94-летняя Вера Васильева, тоже игравшая в спектакле. – Гафт в своем герое ничего «графского» и не хотел. Цель была сделать мужика – страстного, злого и очень темпераментного. Получилось потрясающе!
Актер тоже так считал. И наезд главрежа воспринял как оскорбление. Не отвечая, вышел из комнаты и направился к администратору. Оттуда позвонил художественному руководителю «Современника» Олегу Ефремову:
– Вы так настойчиво зовете меня в свой театр. Я решился! Когда могу перейти? Прямо завтра? Что ж, это прекрасно!
И через пять минут любимец публики Гафт положил Плучеку заявление об уходе. Тому не оставалось ничего, кроме как подписать бумагу. Вероятно, на том бы история и завершилась, но, забирая свое заявление, Валентин Иосифович вдруг выдал:
– Замены меня в труппе нет. А граф Альмавива – одна из лучших моих ролей. И что бы вы ни говорили, играю я блестяще. Поэтому готов и дальше ее играть в качестве приходящего актера.
Но гордыня не позволила главному режиссеру принять это предложение.
– Уходя – уходи! – прокричал взбешенный мастер. – А замену найдем! Гораздо лучше тебя!
Лучше – не лучше, но нашли – 35-летнего Александра Ширвиндта. Гафт же благополучно перешел в «Современник», где служит до сих пор. Однако об Альмавиве сокрушался еще долго. За что и отомстил Плучеку!
В театре Сатиры работал художник по свету Арон Намиот. И решил он отметить 70-летие.
– И так мечтал пригласить Гафта! – рассказывает 72-летний режиссер Иосиф Райхельгауз. – Поэтому пошел к Плучеку и попросил, чтобы другу в порядке исключения разрешили прийти в театр, выйти, поздравить и тут же уйти. Главреж на свою беду согласился.
В день торжества на сцену поставили два кресла. В одном сидел юбиляр, во втором – Плучек. Коллеги выходили, поздравляли, показывали какие-то номера. Подошла очередь Валентина Гафта.
Тот вышел с каменным лицом, встал между креслами и выдал:
– В ваш юбилей хочу сказать одно: «Служа искусству света беззаветно, вы освещали так порой говно, что становилось и оно заметно!»
На слове «говно» Гафт не только кивнул в сторону Плучека, но и еще махнул рукой в его сторону. Весь театр был в шоке! Кто-то засмеялся, а кто-то крикнул: «Ведь верно!»
Плучек схватился за голову и убежал за кулисы. Там выпил успокоительное… А что Гафт? Спустился в зал и был таков. И больше никогда не переступал порог театра Сатиры.