Уборные и забегаловки? В чем бесценная заслуга Цезаря, чтобы его помнили вечно
Древний Рим породил множество вещей, без которых современный мир немыслим.
Изображение бюста Юлия Цезаря
Информация бесценна, особенно если она своевременная. Это правило работало во все времена, с самого зарождения цивилизации. Информация нужна каждому — крестьянину и королю, она нужна для дела и для развлечения, и она доступна далеко не всегда. Но с какого-то момента все изменилось. Информация бесценна, пока вы не купите свежий номер хорошей газеты.
Acta Diurna
Древний Рим считался центром культуры и цивилизации не просто так — он породил невероятное количество вещей, без которых мы не могли бы представить современный мир. Общественные уборные, уличные забегаловки и, конечно, газету. Ладно, это была не совсем газета в привычном нам понимании, но все равно — периодическое издание.
Acta diurna («Ежедневные события») возникла в 59 году до н. э. — и учредил ее не кто иной, как Юлий Цезарь в первый год своего консульства. Даже если бы Цезарь в своей жизни больше не сделал ничего значимого, этого бы хватило, чтобы его запомнили до наших дней.
Идея Acta diurna была очень простой: ежедневно на каменных или металлических табличках вырезались новости, а затем эти таблички выставлялись в людных местах, например на Римском форуме. Изначально информация от «Ежедневных событий» была довольно скучная: акты и ведомости правительства, предложения и прения в сенате, донесения полководцев и наместников, послания правителей других стран.
В общем, вещи, понятные скорее верхушке, чем даже представителям среднего класса, которые любили собираться на форуме для непринужденного общения. Но со временем Acta diurna стала все больше описывать непосредственно жизнь города, а не только политическую чехарду.
На всеобщее обозрение вывешивались описания судебных процессов, городская хроника, информация о постройке, ремонте или разрушении публичных зданий, события из жизни знатных домов, пожары и другие катастрофы, а также самые интересные слухи. Все, как полагается порядочной газете.
Учитывая то, что Acta diurna была учреждена городской администрацией, ее нельзя было назвать независимым изданием. Римскую газету использовали для продвижения тех или иных политических нарративов, но при этом там всегда находилось место для актуальной, полезной или развлекательной информации. Со временем «Ежедневник» просочился во все провинции, где его ждал огромный успех.
Юридически мертвы: как использовали пот и окровавленные туники гладиаторов
Газета ценой в газетту
Римская газета исчезла вместе с Римом, но идея осталась витать в воздухе. Правда, вплоть до начала XVII века все воплощения этой идеи были либо дорогими, либо неуклюжими. В Китае в VIII веке новости писали на шелковом полотне, в некоторых случаях — отпечатывали с помощью специальных досок, которые покрывали тушью и делали оттиски.
В любом случае «Кайюань Дза Бао» («Вестник двора») предназначался для узкого круга имперских чиновников, которые не только умели читать, но и могли извлечь пользу из политических новостей. Почти все последующие попытки заново изобрести газету больше напоминали китайский вариант.
Даже в середине XV века, после возникновения в Германии печатного пресса, который позволял размножать текст и изображения, газеты оставались привилегией высокопоставленных чиновников или богатых торговцев. Потребовалось еще 150 лет, чтобы ситуация начала меняться.
1605 год — немецкий типограф Иоганн Каролюс выпустил первую европейскую газету со звучным названием Relation aller Fürnemmen und gedenckwürdigen Historien («Запись всех необычных и запоминающихся историй»). Кто-то спорит, что Relation по формату была скорее новостной книгой, чем газетой, но по сути-то все равно новости.
Дальше подключились голландцы, и в Амстердаме в 1618 году вышла Courante uyt Italien, Duytslandt, &c. («Текущие события из Италии, Германии и так далее»). Издание публиковалось раз в неделю и по формату заметно приблизилось к современным газетам, разве что выглядело скучновато — эдакая стена текста, из которой тяжеловато вычленять информацию.
Наконец, 30 мая 1631 года выходит La Gazette, первое французское издание, задавшее тон всем последующим. Слово «газетта», кстати, означало мелкую итальянскую монету, которой жители Венеции веком ранее платили за рукописные нерегулярные новостные листки. То были буквально «новости за газетту», а затем название прижилось.
Любопытно, что прижилось только в русском языке, поскольку почти на каждом «основном» европейском языке газета называется по-разному. На английском это newspaper — «новостной листок», на немецком zeitung — «весть», на французском journal, на итальянском giornale — в переводе не нуждается, на испанском — periódico, т. е. «периодический». Не считая французов и итальянцев, удивительное несовпадение названий.
Страны и эпохи
Если бы современный человек заглянул в газету начала или середины XVII века, он оказался бы разочарован. Новостной материал подавался кое-как, важные новости не выделялись, не существовало понятия «рубрика», проверенная информация шла вперемешку с вымышленными сенсациями.
Но чем больше возникало газет, тем быстрее развивались новостные технологии. Люди покупали те материалы, которые легче было читать, где информация подавалась понятными блоками и была написана хорошим языком.
С середины XVII века к еженедельным газетам присоединилась ежедневная — немецкая Einkommende Zeitungen («Грядущие вести») в 1650 году. Следующая в очереди, британская Daily Courant, вышла лишь в 1702-м. Из Европы тренд на периодическую печать хлынул в остальные страны и континенты.
Не обошлось без курьезов — так в Америке первый выпуск газеты Publick Occurrences («Публичные происшествия») вышел 25 сентября 1690 года, но он же стал и последним. Газету создал некий Бенджамин Харрис, до этого отсидевший в Англии за распространение сплетен о заговоре католиков.
В Америке он не взялся за ум, и номер его газеты пестрел слухами и скабрезными шутками. Власти быстро прикрыли лавочку Харриса, и следующая, более пристойная газета на Американском континенте вышла лишь через 14 лет.
В России ситуация была любопытней. Технически первая газета «Вести-Куранты» вышла у нас еще в начале XVII века, но предназначалась она лишь для царя и бояр. Причем информация в «Вести» переписывалась с иностранных газет, а затем зачитывалась вслух.
Но с начала XVIII века по указу Петра I «Вести» преобразились в «Ведомости о военных и иных делах, достойных знаний и памяти», или просто «Ведомости». Газета была периодической, но нерегулярной, она попеременно выходила в Москве и Санкт-Петербурге, иногда продавалась, иногда «выдавалась народу безденежно». В 1728 году издание передали Академии наук, газета сменила название на «Санкт-Петербургские ведомости» и стала выходить два раза в неделю.
XIX век стал эпохой владычества газет — они были основным и безальтернативным источником новостей, их читали богачи и бедняки, а индустриальная революция увеличила тиражи в тысячи раз. XX век столкнул газеты с радио, телевидением, а под конец Интернетом, заставив их меняться в соответствии с нормами времени.
Газеты не могли конкурировать с радио и ТВ в оперативности подачи информации и сделали ставку на подробный анализ событий, комментарии и колонки популярных журналистов. Интернет и его широкое распространение в XXI веке нанесли, пожалуй, самый тяжелый удар по периодической печати, но, как ни странно, газеты все еще держатся.
Цифровая эра потеснила бумажную, но не вытеснила окончательно. Информация все еще бесценна, и благодаря газетам у нас есть выбор, откуда ее получать.
Сергей Евтушенко