98 погибших моряков, которых так и не нашли: тайна подводной лодки К-129
8 марта 1968 года К-129 — подводная лодка с 98 моряками-подводниками на борту — пропала с радаров в северных тихоокеанских водах. Поиски, продолжавшиеся более двух месяцев, не дали ничего. Через какое-то время моряки были признаны погибшими. Но и сегодня эксперты не могут с точностью сказать, что же случилось с К-129.
24 февраля 1968 года подводная лодка К-129 вышла из камчатской Авачинской бухты, чтобы заступить на боевое дежурство. Накануне судно прошло полный технический осмотр, занявший полтора месяца. И было полностью готово к выполнению задания. Командовали лодкой капитан Владимир Кобзарь и его помощник Александр Журавин — опытные подводники. А вот в составе экипажа К-129 произошли изменения: «старичков» по каким-то причинам не удалось собрать и пришлось в спешке доукомплектовывать команду матросами с других судов, многие из которых едва успели закончить обучение.
К-129 предстояло пройти в южном направлении вдоль 162-го меридиана и в районе 40-й параллели повернуть на восток. Подводная лодка имела хорошее боевое оснащение: две торпеды с ядерными боеголовками и три ядерные ракеты. Предполагалось, что в случае необходимости К-129 приблизится к американскому берегу и выпустит ракеты. Поэтому маршрут лодки пролегал таким образом, чтобы патрульные службы США, расположенные на Алеутских островах и Гавайях, не могли ее обнаружить.
В сообщении, отправленном командованию 26 февраля, говорилось, что дежурство проходит без происшествий. Следующей радиограммы ждали 8 марта: в этот день лодка должна была повернуть на восток. Но в эфире стояла тишина. На другой день начались поиски. В течение 73 дней 30 кораблей и подводных лодок бороздили океан, следуя по маршруту субмарины, производили анализ воды на предмет следов радиации или масла. Но ничего не нашли. К-129 будто растворилась в океанских водах.
С 30 июля 1968 года подлодка больше не числилась в составе флота, а все данные, связанные с ее последним рейдом, были засекречены. Родным подводников сообщили о смерти моряков, но не сказали, ни где, ни при каких обстоятельствах они расстались с жизнью. А в официальных документах подводники значились просто умершими, а не погибшими при несении службы.
План «Азориан»
Поиски К-129 велись в режиме особой секретности. Но полностью скрыть такую масштабную операцию было сложно. О ней узнали американцы и решили заняться розысками подлодки, на которой, судя по всему, было чем поживиться. Причем совершенно легитимно. Ведь СССР не сообщил о гибели К-129: он вообще сделал вид, что такой лодки никогда не существовало. Стало быть, она была ничейная и, в соответствии с правовыми нормами, могла стать собственностью той страны, которая обнаружит ее первой. Поэтому для американцев так важно было найти лодку раньше всех. С этой целью ЦРУ даже разработало специальный поисковый план «Азориан», который президент Ричард Никсон полностью одобрил.
Место, где затонула субмарина, американцы нашли быстро. И неудивительно. В их распоряжении было судно «Мизар», специально для этой операции оснащенное самыми лучшими для того времени гидроакустическими системами, подводной телесъемкой и аппаратом для магнитного исследования дна. К поискам привлекли и подлодку «Халибат», также располагавшую глубоководными аппаратами. Американцам удалось выяснить, что К-129 лежит на глубине 5,6 тысячи метров, и сделать несколько тысяч снимков субмарины.
Подъем судна собирались производить тайно, под прикрытием геологоразведочных работ. В этом обещал помочь миллиардер Говард Хьюз, компания которого спроектировала специальный корабль водоизмещением 50 тысяч тонн, а также разработала и построила глубоководный аппарат, способный захватить утонувшую лодку «клешнями».
Операцию по подъему субмарины назначили на лето 1973 года. Судно подняли из воды, но оно… развалилось прямо на глазах. В «клешнях» осталась только часть лодки. Во всяком случае, так утверждали американцы. По их словам, к ним в руки попали торпеды и тела шести погибших моряков. А ракеты, документы и шифры снова легли на морское дно.
Погибших моряков американцы похоронили в соответствии с традициями русского флота, а обломки корпуса, излучавшие радиацию, переправили в Гонолулу. В 1974 году США планировали поднять на поверхность оставшиеся части К-129, но тут вмешался случай. Офис Хьюза ограбили, унеся не только деньги и ценности, но и секретные документы, которые вскоре попали в прессу.
И тут «проснулся» Кремль. Конечно, в Москве и раньше знали о разведывательных работах американцев, но почему-то никак не реагировали. Хотя для того, чтобы запретить США поднимать затонувшее судно, советскому правительству достаточно было признать, что К-129 потерпела катастрофу, и объявить ее воинским захоронением. Но Кремль хранил молчание. И только после инцидента с Хьюзом пригрозил, что если США возобновят подъем К-129 или вообще появятся в районе катастрофы, то получат в ответ бомбардировку. «Азориан» пришлось спешно сворачивать…
Кто виноват?
Что же произошло с К-129? Версий довольно много. Долгое время считалось, что судно потерпело крушение из-за неисправностей или неверных действий экипажа. Также могла произойти непроизвольная детонация боеприпасов или аккумуляторной батареи. И все же большинство специалистов склоняются к мысли, что наша субмарина столкнулась с американской подводной лодкой Swordfish. Известно, что спустя несколько дней после того, как К-129 перестала выходить на связь, Swordfish вернулась на базу в Японии с некоторыми повреждениями. В обстановке строгой секретности ее наскоро подлатали, и она отбыла в Америку, где ее ремонтировали еще полгода.
Судя по всему, американская субмарина преследовала К-129 и слишком близко подошла к ней. И тогда капитан приказал совершить рискованный маневр, который американцы называли «сумасшедший Иван». Суть его заключалась в том, что подводная лодка разворачивалась на полной скорости и шла назад. Но, видимо, Swordfish не успела сманеврировать и отойти в сторону и протаранила К-129. Кстати, на снимках, сделанных американцами, на корпусе нашей лодки отчетливо видна характерная пробоина. Разумеется, в США с этой версией категорически не согласны…
В 1992 году Россия получила видеосъемку похоронной церемонии шестерых подводников, поднятых американцами со дна. В 1995-м на месте трагедии собрались суда Тихоокеанского флота и отдали воинские почести погибшим морякам. А в 1998 году все члены экипажа К-129 были посмертно удостоены орденов Мужества.
Без связи и помощи
На момент гибели К-129 SOSUS — гидроакустическая система США, предназначенная для обнаружения и опознавания подводных лодок, — уже работала. И благодаря ей в 2009 году, после проведения повторной экспертизы записей, касающихся исчезновения советской субмарины, стало возможно восстановить приблизительную картину катастрофы.
Трагедия разразилась 11 марта. Именно в этот день, судя по показаниям гидрофонов, два взрыва, произошедшие, по мнению экспертов, в ракетных шахтах подлодки, повлекли за собой ее гибель. Но накануне — 8 марта — было еще три хлопка, только в самом корпусе. С тех пор субмарина оставалась без связи, а значит, и без помощи..
Стас Дмитриев