Света стояла за кулисами и старалась не всхлипывать. По щекам катились слезы, в душе царил раздрай. А номер уже заканчивался. Нужно было срочно взять себя в руки. Девушка торопливо вытерла щеки и лучезарно улыбнулась вбегающим за кулисы однокурсницам. И шагнула вперед – объявлять следующих исполнительниц!
– Мне было 19, – вспоминает Светлана Дружинина. – И казалось, что более жесткого разочарования в жизни больше не будет. Столько лет и сил отдать балетному станку, видеть себя великой танцовщицей и все это в одночасье потерять! Да только ничего не происходит случайно. Это было решение Бога, но я не понимала. И рыдала, рыдала…
Тяжелая травма поставила крест на заветной мечте. Но привела балерину в кино!
С 12 лет Света грезила уровнем Анны Павловой или Галины Улановой. Не на пустом месте. Преподаватели хореографического училища при Большом театре прочили блестящее будущее: Дружинина отличалась талантом и упорством.
– Однако на предпоследнем курсе свыше был дан знак, что мое будущее пойдет не по этой стезе, – говорит народная артистка России.
В ноябре 1954 года Светлану в коридоре училища поймала за руку незнакомка. Представившись ассистентом режиссера с «Мосфильма», пригласила на пробы на роль в короткометражку «Я ничего не помню» из киноальманаха «Родимые пятна».
– Претенденток было много, но выбрали меня, – продолжает 88-летняя Дружинина. – Я играла скрипачку, которую насмерть сбил пьяный водитель. Сниматься в кино не понравилось. Работа шла ночью. Стоял мороз. Я простудилась, заболела, пропустила спектакль, в котором была занята. И решила: «Ой, какое это муторное дело! И какое счастье, что я связана с балетом!»
Света была уверена, что по окончании училища ее пригласят в Большой театр. Скорее всего, так и было бы. Но… Весной 55-го, репетируя выпускной спектакль «Щелкунчик», девушка повредила руку.
– На большой скорости в движении «шене по кругу» правым локтем врубилась в металлическое крепление станка, – делится звезда. – Болевой шок был такой, что рухнула в обморок. А когда пришла в себя от нашатыря, ужаснулась – на руке расплылась огромная гематома. Любое движение вызывало мучение. Перелома, как сказали, не было. В медсанчасти училища наложили гипс и отправили домой. К врачам я не пошла. Это была глупость невероятная! Ибо потом оказалось, что был сильно травмирован нерв. Руке грозил паралич! Хорошо, что обошлось. Но выполнять необходимые балетные движения она уже не могла.
Горю не было предела! Преподаватели очень жалели Свету. И, чтобы хоть как-то поддержать, назначили летом ведущей показа выпускных спектаклей.
– Они проходили в Концертном зале имени Петра Чайковского и транслировались в прямом эфире, – поясняет Дружинина. – Как же тяжело было смотреть на однокурсниц, порхающих по подмосткам! Но я нацепляла улыбку, сглатывала ком в горле и выходила объявлять выступающих.
И понятия не имела, что жизнь в этот момент круто меняет судьба! Светлану увидел 34-летний режиссер Самсон Самсонов. У него шли съемки фильма «За витриной универмага».
– Соню Божко играла прекрасная Леночка Добронравова, она старше меня на три года. Но Самсонов якобы проявил настойчиво мужской интерес. И актриса при всех вывалила на голову режиссера тарелку лапши! – рассказывает Светлана Сергеевна. – Грянул скандал. Самсон Иосифович приказал ассистентам срочно найти замену. А сам сел писать объяснительную руководству. И тут кинул взгляд на экран телевизора и увидел меня.
Улыбчивая блондинка так понравилась, что мэтр закричал:
– Разыщите эту девчонку и отправьте ей сценарий! На следующий день Дружининой привезли прямо домой пухлую папку с бумагами. Сидя на кухне большой коммунальной квартиры, девушка вслух зачитала отпечатанный текст.
– Светка, иди! – заявили бабушка Маша и соседи. – Это тебе не умирать под колесами машины! Тут вон какая большая роль! Да с любовью!
И девушка поехала на «Мосфильм».