#журнал Оракул #журналы ИМ Медиа #История
Страсти по плащанице Христа: что не так с реликвией из Турина
Знаменитый саван Спасителя, хранящуюся в итальянском Турине, миллионы христиан считают подлинным. Но сомневающихся тоже не мало.
Никакую другую священную реликвию не изучали столь же тщательно на протяжении последних десятилетий. Так что же такое она на самом деле?
Подлинник или фальшивка?
Туринская плащаница представляет собой кусок полотна длиной 4,36 метра и шириной 1,09 метра. В эту ткань, согласно преданию, был завернут Иисус Христос после того, как его сняли с креста. На полотне имеются два однотонных изображения человека высокого роста: вид спереди и вид сзади.
Заметные на этих силуэтах раны согласуются с ранами Христа во время казни, описанными в Новом Завете. Верующие считают данные изображения божественным чудом, притом что в том же Новом Завете о подобном чуде ничего не говорится.
Апологеты подлинности плащаницы заявляют, что возраст реликвии — около 2 000 лет, то есть именно столько, сколько прошло со времени распятия Иисуса. Факты, однако, дружно свидетельствуют против такого убеждения.
Первые дошедшие до наших дней письменные сведения о плащанице относятся к 1355 году.
А уже в 1389-м было зафиксировано первое опровержение ее подлинности. Именно тогда французский епископ Пьер Дарси пожаловался папе римскому на то, что церковь, находящаяся во владениях некоего графа Жоффруа де Шарни, наживается на плащанице, нарисованной «хитрым способом».
Выставляя полотно на обозрение перед толпой, церковники не гнушались даже тем, что нанимали актеров, которые изображали восторг и удивление при виде «чудесных» изображений. Многих зрителей это убеждало, и под впечатлением от явленного «чуда» они жертвовали церкви солидные суммы.
С тех пор знаменитая плащаница неоднократно меняла свое местопребывание, пока в 1578 году не обосновалась в городе Турине. Там она хранится и поныне.
Вторая жизнь полотна
Вплоть до конца XIX века было общепризнанно, что изображение нанесено на Туринскую плащаницу красками. Но в 1898 году были проведены фотосъемки реликвии, и обнаружилась ее удивительная, на взгляд многих людей, особенность.
При проявлении снимков плащаницы выяснилось, что имеющиеся на ней изображения выглядят как фотографический негатив. А на самом негативе Христос, соответственно, проступил в виде позитива. Именно это открытие послужило возрождению интереса к позабытой было реликвии.
Слово искусствоведам
Итальянская искусствоведческая комиссия 1973 года уверенно заключила: плащаница — работа средневекового художника. На это указывает много обстоятельств. Так, известно, что до III века Иисуса изображали коротковолосым и безбородым. На Туринской же плащанице мы видим Христа с длинными волосами и бородой, что соответствует как раз канону XIV века. С техникой рисования, примененной на плащанице, все оказалось куда проще, чем мерещилось несведущим апологетам.
Так называемые негативные изображения довольно часто встречаются на средневековых полотнах. Разумеется, еще не существовавшая тогда фотография тут ни при чем: негатив легко получается в том случае, когда в качестве позитива используется какой-либо барельеф, на который накладывается полотно.
К тому же изображение на плащанице — вовсе не полный негатив, иначе волосы и кровь выглядели бы на полотне светлыми. Однако таковыми они предстают именно на негативах фотоснимков реликвии.
Адепты подлинности плащаницы убеждены, что Христос чудесным образом отпечатался на полотне из Турина. Но доказательства того, что эти отпечатки не могут принадлежать не только Иисусу, но и любому другому человеку, элементарны.
Во-первых, на плащанице нет искажений пропорций тела, которые неминуемо отобразились бы, если бы речь шла об оттиске завернутого в ткань человека. Во-вторых, ноги этого человека отпечатались невозможным образом. Его ступни подошвами стоят на покрывале, а колени при этом прямые.
В-третьих, волосы изображенного не спадают вниз, как у лежащего человека, а обрамляют лицо, как на картинах. В-четвертых, серьезно разнится длина рук и пальцев фигуры — так, одна ее рука на целых 10 сантиметров длиннее другой.
Если подытожить перечисленное одной фразой, то на плащанице попросту нет признаков отпечатков трехмерного объекта. Иисус изображен на полотне двумерным, то есть плоским.
Слово химикам
Анализ плащаницы в 1978 году базировался уже на химических характеристиках. Микроаналитик нашел на ткани два основных компонента: краску темперу с железистой охрой, а также киноварь. В Средние века художники получали эту краску из сернистой ртути для случаев, когда на картине нужен был алый цвет.
Распределение данных веществ на плащанице закономерно: железистая охра имеется только в области изображения тела, а сернистая ртуть — лишь в тех местах, где нарисована кровь.
В 1988 году плащаница подверглась и радиоуглеродному анализу — наиболее надежному методу датировки. Он подтвердил, что полотно было создано между 1260 и 1390 годами.
Конечно, тут же нашлись критики из числа верующих поклонников плащаницы. Они заявили, что аналитики ошиблись, выяснив-де дату реставрации полотна, а вовсе не его создания. Мол, в процессе средневековой реставрации плащаницу могли пропитать растительными маслами и тем омолодить ее радиоуглеродный возраст.
Ученые ответили, что это исключено. Даже при 10-процентной пропитке ткани маслом погрешность радиоуглеродного анализа составила бы всего 276 лет. А чтобы омолодить плащаницу на 1 300 лет (адепты уверены, что аналитики ошиблись именно на столько), ее потребовалось бы пропитать количеством масла, намного превышающим вес самого полотна.
Фейковая пыльца
Помимо объективных анализов полотна, проходили и другие, целью которых было доказать ее 2000-летний возраст. Но все исследования, давшие такой результат, содержали в себе ошибки, а то и откровенный подлог.
Так, швейцарский криминалист Макс Фрей (прославившийся тем, что в свое время подтвердил подлинность сфальсифицированных дневников Гитлера) заявил, что обнаружил на плащанице пыльцу ископаемых растений, которые произрастали в Палестине 2 000 лет назад, а к Средним векам, дескать, уже вымерли.
Как ни странно, Фрея опровергли в самом Ватикане, явно желая брезгливо откреститься от подобного горе-исследователя. В 1990-х годах представители папы римского официально отметили, что Фрей никогда не был в числе людей, которым церковь разрешала брать пробы с плащаницы.
Эксперименты XXI века
Новый век принес с собой новые исследования плащаницы — теперь уже косвенные. В 2009 году группа итальянских ученых реконструировала способ создания изображения на ткани.
В эксперименте использовались только те материалы и применялись лишь те методы, которые практиковались художниками Средневековья. В результате на льняной ткани было получено изображение фигуры, практически идентичное Христу с плащаницы.
В 2018 году итальянский опять же тандем в составе судебно-медицинского эксперта и химика-органика смоделировал процесс стока крови с тела на плащаницу. Вывод оказался таким: отпечатки крови на туринском полотне совершенно нереалистичны, поскольку не могли быть оставлены кровоточащим телом ни в каком его положении.
Впрочем, аналитики еще раньше отмечали, что, будь кровь на плащанице настоящей, она обязательно оказалась бы свернутой. К тому же пятна крови со временем чернеют, чего на полотне тоже не наблюдается.
Наконец, подлинность плащаницы легко развенчивается фактами, касающимися самой церкви — как исторической, так и сегодняшней. Известно, что к XV веку в европейских храмах и монастырях находилось около 40 погребальных плащаниц Христа, каждая из которых претендовала на то, чтобы считаться единственной неподдельной.
Такие «всамделишные» плащаницы до сих пор есть в церквях разных европейских городов, хотя дальше своих приходов известность этих полотен не простирается. Туринской плащанице просто повезло приобрести огромную популярность благодаря изобретению фотографии в XIX веке.