Смертельная развязка: как сказалась на Роми Шнайдер судьба ее героинь
Снималась актриса в основном в фильмах о любви — яркой и удивительной, но в большинстве своем несчастной.
Роми Шнайдер
В одном из интервью Ален Делон признавался, что ему всегда нравились «солнечные» женщины — яркие, динамичные, брызжущие энергией. Великая Роми Шнайдер явно не принадлежала к этому типажу, поэтому и не стала женщиной его судьбы. Вся ее жизнь и творчество были окутаны каким-то мистическим сумраком, который в конечном счете ее и погубил.
Губительный талант
В актерской среде ходит зловещее поверье о том, что зачастую судьбы сыгранных героев отражаются на жизни самих исполнителей. Особенно если актер настолько глубоко вжился в роль, что уже невозможно различить, где он сам, а где его персонаж. Эта особенность характерна для невероятно одаренных артистов, но она же порой становится для них и губительной.
Знаменитая французская актриса немецкого происхождения Роми Шнайдер, наделенная загадочной и волнующей красотой, способная любой, самый посредственный фильм превратить в шедевр и с помощью своей яркой эмоциональной игры рассказать на экране о тайниках женской души, как раз и принадлежала именно к этому безумно талантливому типажу актеров — энергетически мощному и духовно одаренному, оставившему мировому кинематографу трогательные и искренние образы своих героинь.
А снималась актриса в основном в фильмах о любви — яркой и удивительной, но в большинстве своем несчастной, а порой и трагической.
Роман всей жизни
Печальные и загадочные глаза Роми Шнайдер Ален Делон увидел впервые, когда она прилетела из Германии на съемки фильма «Кристина». Но с первого взгляда молодые люди крайне не понравились друг другу. Красивый, но никому тогда не известный актер, привыкший к женскому обожанию, посчитал знаменитую немку пресной и скучной. Но по мере продвижения картины к финалу между актерами возникло притяжение, перешедшее в страстный роман.
Дело дошло до того, что Роми покинула Германию и вслед за Аленом перебралась в Париж. Столица Франции привела ее в восторг — выставки, музеи, концерты, театры… Новоиспеченная пара закружилась в вихре сумасшедшей парижской жизни. Шнайдер активно изучала французский язык и овладевала навыками актерского мастерства, ведь профессионального образования она так и не получила, находясь на съемочной площадке с 13 лет.
Однако на фоне тогдашних французских звезд — Брижит Бардо, Симоны Синьоре, Жанны Моро, Милен Демонжо — Шнайдер с ее немецким акцентом явно проигрывала. Да и французские режиссеры не спешили приглашать ее в свои фильмы. И это в то самое время, когда у Делона карьера резко пошла вверх. Роми была страшно уязвлена, ведь до Парижа она была очень известной в Европе актрисой…
Шесть лет любовного романа с Аленом увенчались помолвкой, однако именно в этот момент немецкой актрисой заинтересовался Голливуд. Шнайдер отправилась в США, где ее карьера наконец сдвинулась с места. Казалось бы, чего еще желать? Но тут из газет актриса узнала об отношениях Алена Делона и актрисы Натали Бартелеми — той самой нужной ему «солнечной» женщины, Львицы по гороскопу. Роми немедленно вылетела во Францию, но было уже поздно: Делон съехал с их общей квартиры, а вскоре и женился на Натали…
«Чудовище!»: за что старший сын Алена Делона люто ненавидел отца
Сказать, что Роми была уничтожена предательством любимого мужчины, — значит не сказать ничего. Она перестала дышать и даже пыталась покончить с собой. Едва оправившись от горя, актриса немедленно улетела из Парижа в Германию. И с тех пор огоньки ее прекрасных глаз потухли навсегда. Теперь на экране зритель всегда видел грустную и немного усталую женщину, разочарованную в жизни и любви.
Работа как спасение
В своих интервью Роми всегда утверждала, что во всех тяжелых ситуациях ее спасала только работа. Теперь же, после разрыва с Делоном, она стала буквально фанатом, снимаясь в трех, а то и в четырех фильмах в год. Именно в этот непростой период она познакомилась с немецким театральным актером и режиссером Гарри Майеном, а потом и вышла за него замуж. Следом родился долгожданный сын Давид, в котором Роми души не чаяла. Чтобы заниматься исключительно семьей, она даже на два года покинула съемочную площадку и переехала к мужу в Гамбург.
Но превратиться в обычную домохозяйку актрисе претило ее сумасшедшее тщеславие, поэтому наигравшись в примерную жену, она возвратилась в кино. 1970-е годы стали пиком звездной карьеры Шнайдер, когда уже не режиссеры и сценаристы выбирали ее, а она выбирала себе постановочную группу. Гонорары ее зашкаливали, в то время как муж довольствовался очень скромными заработками, завидовал успеху супруги и пил по-черному.
К тому же на горизонте вновь возник Делон с фильмом «Бассейн», где они с Роми сыграли странных любовников. Пресса зажужжала о возобновлении романа суперзвезд, но никому до сих пор не известно, правда это была или слухи…
Гарри Майен закатывал скандалы, но Роми с эгоизмом суперзвезды, уставшей от никчемного мужа, бросила его и перебралась в Париж. И встретила там новую любовь — Даниэля Бьязини, служившего ее личным секретарем. Вскоре пара поженилась, а следом родилась дочь Сара.
Темень сгущается
А потом все покатилось под откос, подобно снежному кому. Проклявший актрису Гарри Майен в глубочайшей депрессии покончил с собой в 1979 году. Виня себя в смерти бывшего мужа, Шнайдер с головой ушла в работу, перемежая ее с алкоголем и антидепрессантами. Отношения с новым супругом дали трещину. Будучи на 11 лет моложе актрисы, этот красавец плейбой активно проматывал состояние Роми, заработанное тяжелым трудом.
Шнайдер подала на развод. Но вскоре угодила в больницу, где перенесла операцию по удалению почки. А потом случилось то страшное, что изменило жизнь актрисы навсегда: 5 июля 1981 года погиб ее 14-летний сын Давид. Перелезая через забор собственного дома (он забыл ключи, а открыть было некому), мальчик сорвался и рухнул на острые колья металлической ограды… Это ужасное событие стало началом угасания звезды по имени Роми Шнайдер.
Что не убивает, то делает нас сильнее? О нет, со смертью Давида Роми Шнайдер будто и сама умерла, ее не спасали ни работа, ни дочь, ни новое увлечение — Лоран Петен. Она продолжала сниматься, но словно на автомате, живя в густом непроглядном тумане…
Ее сердце разорвалось на рассвете 29 мая 1982 года, не выдержав пустоты и одиночества бренного мира. Ей было 44 года.
В 95% картин Шнайдер ее героинь ждала смертельная развязка — они или погибали, или кончали жизнь самоубийством. Кристина в одном из самых ранних фильмов Роми («Кристина», режиссер Пьер Гаспар-Юи), где она впервые выступила в дуэте с Аленом Делоном, погибала. Анна из «Призрака любви» Дино Ризи умирала. В «Старом ружье» Робера Энрико, который активно шел на экранах в СССР, ее героиня Клара была сожжена из огнемета фашистами, в «Банкирше» Франсиса Жиро — убита.
В великолепном фильме Анджея Жулавского «Главное — любить» Надин в исполнении Роми стала виновницей смерти двух мужчин. В отличной картине Жака Дере «Бассейн», где Роми снова сыграла с Аленом Делоном, ее несчастная героиня опять становится невольной причиной смерти своего друга. В последнем фильме актрисы «Прохожая из Сан-Суси», вышедшем на экраны буквально за месяц до ее смерти, героиню снова убивают немцы…
Что уж говорить о трилогии Эрнста Маришки об австрийской императрице Елизавете Баварской, сделавшей Роми знаменитой во всем мире! Судьба этой злосчастной монархини хорошо известна: несчастливый брак с императором Францем Иосифом, смерть старшей дочери, а потом и загадочное самоубийство единственного сына — кронпринца Рудольфа. Многолетние скитания по стране, нарастание душевной болезни и в конечном итоге смерть от руки оголтелого анархиста.
Причем образ Елизаветы актрисе удалось воплотить дважды — как у Эрнста Маришки, так и у Лукино Висконти в знаменитом фильме «Людвиг», рассказавшем о жизни и смерти короля Людвига II Баварского, отношения которого с императрицей так и остались тайной за семью печатями. Образ этой женщины преследовал Роми всю жизнь, и печальная участь императрицы мистическим образом отразилась на судьбе удивительной актрисы.
Ирина Барсукова