#Журнал «Архивы XX века» #журналы ИМ Медиа #История
Шпионаж, тюрьма, расстрел: как Николай Кузнецов оказался в советской разведке
В биографии прототипа героя фильма «Подвиг разведчика» есть большое белое пятно.
Николай Кузнецов
Завербованный чекистами будущая звезда разведки Николай Кузнецов в 1932 году переехал в Свердловск, где занимался оперативной разработкой немецких специалистов, выискивая среди них внедренных агентов.
В биографии Кузнецова есть большое белое пятно: в 1936 году его уволили с завода как злостного прогульщика и арестовали по 58-й статье. А такая статья ничего хорошего не сулила: подозрение в шпионаже, ярлык «враг народа» и тюремный срок или расстрел.
Николаю Ивановичу «повезло»: он отделался заключением, выйдя из которого отправился… на работу в органы Коми АССР. Там в 1938 году Кузнецов познакомился с важной шишкой — Михаилом Журавлевым, наркомом внутренних дел Республики Коми.
Исключен из комсомола дважды: как чекисты вербовали прототипа героя «Подвига разведчика»
Журавлев взял Кузнецова на работу помощником, а вскоре порекомендовал Леониду Райхману, занимавшему высокий пост в центральном аппарате НКВД в Москве. Молодой, энергичный, превосходно владеющий немецким языком чекист оказался ценным кадром.
По приказу Райхмана Кузнецова перевели на работу в столицу. Так дважды исключенный из комсомола, дважды арестованный и судимый человек оказался в разведке.
Николаю придумали легенду: бывший немец-колонист, отныне он Вильгельм Рудольфович Шмидт, инженер-испытатель, работающий на заводе, выпускающем военные самолеты. Шмидт завязывал знакомства с московской богемой, крутил романы с дамами из немецкого посольства, вербовал новых людей, выуживал у них ценную информацию.
Но война положила конец этой бурной деятельности. Шмидт получил расчет на авиационном заводе и навсегда исчез.
Ирина Перфилова